Когда общаешься с Варданом Петросяном, чувствуешь себя зрителем, единственным для которого играет единственный актёр. Он жестикулирует, взмахивает руками, меняет мимику, говорит разными голосами.
Вардан Петросян – человек уникального таланта. У жанра, в котором он выступает, нет названия, он создал его сам. Комедийный актёр, снискавший популярность в Армении, Франции и Америке, впервые выступил в России. Спектакль «Человек из Парижа» Вардан Петросян представил в Ростове.
Столицу Франции, о которой сегодня актёр рассказывает ростовскому зрителю, ему пришлось покорять с самого низа. В Париж он приехал в начале 90-х, как говорит, в возрасте Христа. К тому времени в Армении Петросян уже был достаточно известным артистом, даже открыл свой театр. Но события в стране разворачивались таким образом, что на пике карьеры, ему пришлось покинуть родину.
- Я работал день и ночь как сумасшедший, потому что у меня был дерзкий план: выучить язык и подняться на французскую сцену. И я это сделал, - рассказал «человек из Парижа».
На пути к сцене Вардан продавал на рынке цветы, играл в вагонах французского метро на гитаре, брался за другую работу, чтобы заработать хоть немного денег. Полное погружение в среду и усердные занятия дали свой результат. Через шесть месяцев актёр из Еревана уже неплохо говорил по-французски.
- Я наизусть заучивал красивые фразы из песен Азнаура, Бреля, поэта Жака Превера. И всегда удивлял этим людей: о, как прекрасно он говорит! Всего за шесть месяцев выучил язык! - восхищались они.
Уловка с хорошо заученными красивыми фразами магическим образом подействовала на режиссёра, мировую звезду Робера Оссейна. Он проводил кастинг для своего очередного спектакля «Мария-Антуанетта». На прослушивании армянин покорил его не только своим высоким ростом, но и хорошим для мигранта знанием языка.
- Я очень хорошо готовился. Выучил множество романтичных фраз и всё время употреблял их. Он спросил, где я так хорошо научился говорить по-французски? Я ответил, что в Париже. Они привыкли к тому, что многие мигранты по 20 лет живут во Франции и не знают языка. Когда я ему ответил, что выучил язык за полгода, он удивился ещё больше.
Вардан, предвидя вопрос, заранее заготовил фразу из песни Азнавура: «Я работал не жалея себя, чтобы покорить вершину».
- Ассистент Оссейна был в шоке! Он воскликнул: «Да у него ещё и прекрасная рожа!», - вспоминает Петросян.
С этого дня началась карьера актёра в Париже. Впервые с сольным моноспектаклем он выступил в 1995 году. Поначалу он состоял из пародий, затем артист стал добавлять в него тексты, песни. К слову, Вардан Петросян умеет играть на семи музыкальных инструментах. При этом в музыкальную школу он никогда не ходил.
- Я с детства чувствовал в себе талант артиста, но я рос во дворе! Гонял футбол с мальчишками. Если бы я хоть раз выступил на сцене, товарищи бы меня засмеяли. В нашей дворовой среде это было не принято, могли обозвать девочкой.
Однажды 6-летний Вардан пришёл в музыкальную школу вместе с мамой, чтобы забрать сестру с занятий. Услышав инструмент, на удивление всех присутствующих, он заметил: «Фортепьяно надо настроить».
- Учительница подозвала меня и спросила умею ли я петь, я ответил: конечно, умею, но не буду! А играть умеешь? Я тогда уже мог двумя пальцами на пианино сыграть: «Жили у бабуси..». Потом попросила повторить ритм. Я всё сделал. Она сказала маме, чтобы с завтрашнего дня я посещал занятия. Когда мы вышли на улицу, я пригрозил маме, если она меня сюда приведёт завтра, я сожгу наш дом!
Спектакль Петросяна — это французский кафе-театр, американское стендап-комеди, кабаре и советская актёрская школа в одном флаконе. Это собственный жанр комедианта с нотками драматизма, у которого нет названия. Вскоре актёра заметили и стали приглашать на комедийные фестивали. Затем начались гастроли, сначала во Франции, затем в Америке.
Тексты для своих выступлений артист пишет на армянском. Выступает же на трёх языках — армянском, французском, английском. Английский выучил ещё в Армении, обучаясь в английской школе.
Во время гастролей в США сценарий под американскую публику помогал адаптировать главный режиссер театра в Пенсильвании, где выступал Петросян. Чтобы юмор был понятен американскому зрителю, он вносил свои корректировки.
- У меня есть такая шутка, отец говорит сыну: сынок, наш народ похож на картошку — лучшая его часть находится под землёй. Режиссер мне говорит: Вардан, что ты хочешь этим сказать? Картошка для американца — это хорошо, мы любим картошку. Когда ты говоришь картошка — это что шутка или комплимент? И ослу понятно, что лучшая часть картошки — под землёй.
Но во многом монологи переделывать не приходится. Всё о чём Петросян говорит со сцены — это общечеловеческое, понятное и армянину, и французу, и американцу, и русскому.
- Это исповедь на сцене. Так я называю свое выступление, понятное каждому человеку, который на протяжении своей жизни страдает, веселится, переживает, танцует, поет.
Многие авторы предлагали Петросяну свои тексты. Но он не взял ни одного.
- Я говорю о себе, всё, о чём я рассказываю со сцены, происходило со мной. Кто может лучше меня рассказать обо мне?
В спектаклях французского Петросяна нет ничего общего с выступлениями его русского однофамильца. Евгения Вагановича он называет Петросяном первым, себя — третьим. А второго нет.
Как в жизни, так и на сцене в судьбе армянина-француза Петросяна было немало трагикомичных ситуаций. Они впоследствии переносятся на бумагу и становятся сценарием.
- В Париже у меня был ужасный случай. Я выступал в знаменитом кафе-театре. Они, как правило, небольшие, этот был на 50-60 мест. Но в тот проклятый день в зале было всего 4 человека! По контракту, я обязан выступать, если зрителей больше двух. Когда спектакль уже начался, в зал вальяжно вошёл со стаканом в руке мужчина. Он удобно уселся и стал с улыбкой смотреть на сцену, - рассказывает актёр. - Я настолько хорошо знал свой текст, что декламировал его, а сам всё время всматривался в этого человека, думая, ну кто же это! Оказалось, это мой однокурсник Тигран. Мы вместе учились в художественно-театральном институте. После спектакля я сказал ему: «Сукин сын! Ну почему ты не мог прийти в другой день!». Потом я понял, Бог специально создает такие случаи, чтобы я не возгордился. Каждый раз, когда я чувствую что-то подобное, со мной происходят такие ситуации.
Артисту, конечно, хотелось бы, чтобы старый знакомый застал его в тот день когда ему рукоплескала многочисленная публика. После одного из выступлений, зрителями которого были студенты из Польши, Италии, Испании, Франции, зал взорвался овациями. Зрители несколько раз кричали «На бис! На бис!». Актёр уходил со сцены и снова возвращался, кланялся и возвращался. Пораженный режиссёр, не понимая, что произошло, даже закурил от волнения прямо в зале.
- В тот момент я подумал, как жаль, что моих родителей здесь нет, они не застали мой успех во Франции. Но в глубине души я чувствовал, что две пары глаз сейчас смотрят на меня из глубины зала. И это они.
После Ростова «Человек из Парижа» отправится в Москву и Питер, затем вернётся во Францию, после нового года начнутся гастроли в Америке и только после них в родной Армении.
Театр одного актёра: в Ростове впервые в России выступил знаменитый актёр Вардан Петросян
Источник: Rostov.Ru
21.09.2018 18:16