Новости города БезФормата.Ru
Ростов-на-Дону
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом

В сквере аэровокзала открыли памятник «Прерванный полет» жертвам крушения Boeing. - АиФ Ростов-на-Дону
Старый памятник жертвам катастрофы (деревянный)/ - АиФ Ростов-на-Дону
новый памятник жертвам крушения поездов в каменске - АиФ Ростов-на-Дону
Вокзал станции Каменская, рядом с которым произошла катастрофа. - АиФ Ростов-на-Дону
«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом - АиФ Ростов-на-Дону
Первая крупная авария случилась 12 августа 1840 года, последняя - 27 ноября 2009 года. - АиФ Ростов-на-Дону
«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом - АиФ Ростов-на-Дону
«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом - АиФ Ростов-на-Дону
На месте крушения пассажирского поезда Москва – Петербург «Невский экспресс» в Тверской области. - АиФ Ростов-на-Дону
Фото: images.aif.ru
7 августа 1987 года на станции Каменская Ростовской области произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф страны, в которой погибли 106 человек с поезда «Ростов – Москва». О том, как это было, рассказывает «АиФ-Ростов». Столкновение грузового и пассажирского поездов на станции города Каменск-Шахтинского в Ростовской области  называют самым масштабным в послевоенной истории СССР, а по числу человеческих жертв – вторым после катастрофы 1989-го в Челябинской области.

Трагедия произошла 7 августа 1987 года в 01 час 31 минуту по московскому времени. Грузовой поезд на полном ходу врезался в хвостовые вагоны пассажирского поезда «Ростов-на-Дону – Москва», стоявшего на станции Каменская Юго-Восточной железной дороги (ныне – СКЖД).

Что предшествовало катастрофе, почему она стала возможной  и кого наказали за случившееся – в хронологии событий, восстановленной «АиФ-Ростов». Боль в сердцах не утихает. Авиакатастрофа Boeing в Ростове год спустя

Невнимательные осмотрщики, неопытный машинист

7 августа 1987-го, 00 часов 23  минуты , станция Лихая. Осмотрщики А. Трусов и Н. Пузанов провели осмотр грузового поезда №2035, сформированного на станции Армавир. Это был трёхсекционный локомотив ВЛ80с-887/842 и 55 вагонов-хопперов с зерном, общим весом более 5,5 тысячи тонн. Рабочие  не обратили внимания на то, что концевой кран тормозной системы между 6-м и 7-м вагонами перекрыт.

В 00:55 со станции  Лихая  в сторону станции  Каменская  отправился пассажирский поезд  №  335 «Ростов-на-Дону – Москва». Расстояние между пунктами 24  километра, а перепад высот – дорога идёт под уклон – 200 метров.

Следом за пассажирским, в 01:02,  отправился товарный №2035. Локомотивная бригада (машинист С. Батушкин и его помощник Ю. Штыхно) в условленном месте проверяет тормоза и отмечает их слабую эффективность, но мер не принимает.

С места поезд двинулся с трудом, с некоторой заторможенностью. Однако машинист впервые водил поезда столь большой массы и поэтому предположил, что для тяжеловесных поездов такое  трогание с места  – вполне нормальное явление.

Первый памятник жертвам катастрофы (деревянный). Фото: Commons.wikimedia.org / GennadyL Потеря контроля над ситуацией

Вскоре после отправления с Лихой машинист поезда  № 2035  провёл опробование тормозов. Поезд сбросил скорость, однако тормозной путь составил не 300  метров, как положено по нормативам, а около  700. Таким образом,  поезд продолжал разгоняться, пока через восемь  километров не начался затяжной спуск, ведущий в  долину реки  Северский Донец  к центральной части города  Каменска-Шахтинского.

Машинист применил несколько ступеней служебного торможения, но скорость состава не то что не падала - росла.

Железнодорожная катастрофа века. Как произошло крушение 652-го товарного

До Каменской  оставалось десять километров, когда локомотивная бригада доложила  диспетчеру о том, что тяжёлый грузовой поезд с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.

А там  все пути были заняты различными составами, в том числе –  и с опасными грузами.

Диспетчер принимает решение пропустить поезд  № 335  без остановки, но связаться с  локомотивной бригадой ему не удалось: помощник машиниста держал  в руках  тангенту  микрофона, поэтому эфир был заглушён шумами радиостанции.

Поезд  №335  состоял из 15-ти  вагонов и электровоза, которым управляла локомотивная бригада из  депо «Лихая»: машинист Брицын и помощник машиниста Пантелейчук (имена неизвестны - прим. ред.) . Бригада ждала входного светофора, и под разрешающее огни  (два жёлтых) состав прибыл на пятый путь станции Каменская в 01:28 . Началась посадка пассажиров.

Перевести стрелки, чтобы неуправляемый состав  попал на другой путь, было невозможно: все остальные пути были заняты, а блокировка не позволяет настроить маршрут следования на уже занятое полотно.

В телевизионном репортаже того времени авторы сообщают  первую доступную информацию, которую предстоит ещё выяснить и уточнить следствию, но кадры хроники точно передают ужасающую картину последствий столкновения.

Катастрофа

Kогда неуправляемый грузовой поезд подъезжал к станции, помощник машиниста ушёл из кабины, выложив из рук микрофон. Благодаря этому диспетчер, наконец, связывается с машинистом и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает  немедленно отправляться со станции.

В 01:29   поезд тронулся, но проводник вагона №10 Г. Туркин, согласно инструкции, сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но что-либо изменить уже было невозможно.

В 1 час 30  минут   на станцию Каменская на скорости около 140  км/час – вместо положенных 25 км/час - въехал грузовой поезд  №2035.

Железнодорожные трагедии. Катастрофы, произошедшие на пути Петербург-Москва

На стрелочном переводе  №17 в 01:31 произошёл разрыв  автосцепки  между первым и вторым вагонами «товарняка», второй вагон сошёл с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колёсах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Потом станет понятно, что это спасло пассажирский поезд от полного уничтожения.

Электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой  288 тонн  остался на рельсах и проследовал на пятый путь. Он проехал  464 метра  и на скорости свыше  100 км/час догнал  пассажирскоий  поезд «Ростов-на-Дону – Москва».

Это произошло в  01:32.   Электровоз тяжеловоза врезался в хвост пассажирскому составу, полностью раздавив вагоны №№15 и 14. Вагон №13 был разрушен наполовину. Мгновенно погибли 106 человек - два проводника и пассажиры.

107-м погибшим стал электромонтёр Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током.

Движение поездов по станции Каменская прервали: по первому пути - на  1 час 30 минут, а по второму  — на  82 часа 58 минут.

Вагон-хоппер для перевозки зерна; завал из грузовых вагонов. Видно рассыпавшееся зерно. Фото: Commons.wikimedia.org / Methem (Mikko J. Putkonen); Википедия / Неизвестен, Официальный отчёт Ликвидация последствий

01:36. В службы быстрого реагирования поступил первый сигнал о катастрофе.

В 01:42  на станцию Каменская прибыло четыре машины «скорой помощи». 13 пострадавших доставлены в городскую больницу. Среди них – помощник машиниста поезда №2035 Юрий Штыхно и чудом выживший машинист Сергей Батушкин.

В результате крушения разбитый электровоз «товарняка» оказался на последних вагонах пассажирского поезда. У нечётной  горловины станции  произошёл завал высотой около 15  метров. Инерция состава при крушении была такой, что вагоны ещё и зарылись в землю, некоторые – почти на десять  метров.

«Это был ад». Пассажиры «Невского экспресса» — о крушении поезда

03:05   – от состава поезда №335 отцеплены разбитые вагоны, а  остальные отправлены на станцию Глубокая.
03:50  – по тревоге подняты личные составы воинских частей, дислоцированных в Каменске, к месту трагедии направлены  восстановительные поезда,  бульдозеры,  тракторы  и краны. Место катастрофы оцепили.
03:55   – начали вскрывать стенки двух смятых вагонов.  06:00 – приступили к разбору завалов из вагонов с зерном.

В результате трагедии были полностью разрушены две  секции электровоза, 54  грузовых и три  пассажирских вагона, повреждено 300  метров пути, два  стрелочных перевода, восемь  опор контактной сети и тысяча  метров контактных проводов, потеряно 330  тонн зерна.

Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек. 

Личности трёх погибших во время катастрофы человек так и не были установлены. Тела похоронили как неопознанные.

Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.

Памятный крест жертвам катастрофы. Поставлен  9 августа  2010 года.  Фото: Commons.wikimedia.org / GennadyL Виноваты  «стрелочники»

Расследованием причин катастрофы занималась правительственная комиссия. Изучив все материалы дела, она выяснила, что признаки длительного торможения наблюдались на многих вагонах грузового поезда. Но  в то же время,тормозные колодки локомотива оказались практически полностью сточены, такая же картина имела место  и на нескольких первых вагонах.

При дальнейшем осмотре оказалось, что между 6-м и 7-м  вагонами был перекрыт концевой кран  тормозной магистрали. То есть, 49 вагонов из 55 оказались отключены в заторможенном состоянии. Проведённый следственный эксперимент доказал: именно это стало причиной трагедии.

В числе обвиняемых были диспетчеры станции Каменская, которые не подготовили для неуправляемого поезда безопасный маршрут, осмотрщики вагонов, которые проверяли работу тормозов поезда  №2035, локомотивная бригада «товарняка», которая не проконтролировала работу осмотрщиков вагонов, а также локомотивная бригада пассажирского поезда, не убравшая своевременно пассажирский поезд, и проводник вагона №10, сорвавший стоп-кран.

Однако в ходе расследования одних оправдали, как не знавших об опасности, а  других – локомотивную бригаду поезда  № 2035, из гуманных побуждений, было решено не судить: помощник машиниста серьёзно покалечился, а машинист и вовсе стал инвалидом.

В результате «стрелочниками» оказались осмотрщики вагонов. Их приговорили к 12 годам лишения свободы. Должности лишился начальник  Юго-Восточной железной дороги, а Лиховское отделение передали  в ведение СКЖД.

Вокзал станции Каменская, рядом с которым произошла катастрофа. - АиФ Ростов-на-ДонуПо факту происшествия проводится доследственная проверка Женщину и мужчину сбил насмерть пассажирский поезд в Каменске-Шахтинском.
14.08.2017 АиФ Ростов-на-Дону
Следователи проверяют гибель двоих дончан под колесами поезда - 161.RuПассажирский поезд насмерть сбил мужчину и женщину на 1027-м километре станций Каменская–Погорелово в Заводском микрорайоне города Каменска-Шахтинского.
14.08.2017 161.Ru
Загадочная женщина погибла под колесами пассажирского поезда на станции Ростова - Ростов161Машинист не успел остановить многотонный состав Пассажирский поезд «Москва-Новороссийск» насмерть сбил женщину на железной дороге Ростовской области.
09.08.2017 Ростов161
400px-midland_metro_tram - Ростов.РФ8 августа, в черте Ростова, на 1219 км перегона станций Ростов-Товарная-Зоосад, под колёсами пассажирского  поезда сообщением Москва-Новороссийск оказалась неизвестная  женщину,
09.08.2017 Ростов.РФ
В Ростове женщину насмерть сбил пассажирский поезд - Дон-ТРВ Ростове-на-Дону на 1219 километре пассажирский поезд насмерть сбил женщину.
09.08.2017 Дон-ТР
В Ростове женщину насмерть сбил пассажирский поезд - ГТРК Дон-ТРВ Ростове-на-Дону на 1219 километре пассажирский поезд насмерть сбил женщину.
09.08.2017 ГТРК Дон-ТР
В Ростове поезд Москва-Новороссийск сбил женщину. Несчастный случай произошел 8 августа примерно в 22 часа на 1219 километре железной дороги Ростов-Товарная-Зоосад.
09.08.2017 Московский комсомолец
В Ростове пассажирский поезд Москва-Новороссийск насмерть сбил женщину. Трагедия произошла около десяти вечера 8 августа на 1219 километре станции «Ростов-Товарный-Ростов-Главный» в Пролетарском районе столицы донского региона.
09.08.2017 Rostov.Ru
В Ростове-на-Дону начали проверку после гибели женщины под колесами поезда Авария произошла на 1219-м км перегона станций Ростов — Товарная — Зоосад около 22:00.
09.08.2017 ЮГА.ру
Вокзал станции Каменская, рядом с которым произошла катастрофа. - АиФ Ростов-на-ДонуТридцать лет назад в Каменске-Шахтинском произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф в СССР.
08.08.2017 АиФ Ростов-на-Дону
Преступник после задержания на месте. Фото: REUTERS - Комсомольская правдаНикто из коллег Татьяны Фельгенгауэр раньше его не видел [видеотрансляция] Дина КАРПИЦКАЯ kp_ru_msk В небольшом коридоре радиостанции толпятся журналисты.
24.10.2017 Комсомольская правда
trassae95.com - DonNews.RuЕё подруга находится в больнице в тяжёлом состоянии Смертельное ДТП произошло в селе Малоекатериновка Матвеево-Курганского района вечером в понедельник, 23 октября.
24.10.2017 DonNews.Ru
Прокуратура г. Шахты взяла на контроль расследование уголовного дела по факту применения насилия к сотрудникам полиции - Прокуратура Ростовской областиПрокуратурой города Шахты признала законность возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст.
23.10.2017 Прокуратура Ростовской области
В какой-то момент начали взрываться емкости с красками и лаками. Фото: Ольга ГОПАЛО - Комсомольская правда
Версии пожара на рынке «Атлант» в Ростове-на-Дону: месть конкурентов или короткое замыкание электропроводки
После ЧП на «Темернике», где выгорела четверть торговых рядов, начались разговоры об «ответной реакции» на произошедшее там бедствие двухнедельной давности Александр СТЕПАНОВ На самом деле, это уже просто какой-то кошмар,
Комсомольская правда
Огонь в течение нескольких часов фактически полностью уничтожил целый жилой квартал. Фото: пресс-служба губернатора РО / Павел Сапрыкин. - Комсомольская правда
Два месяца с момента пожара в центре Ростова-на-Дону: виновные не названы, деньги на жилье погорельцам начнут платить в декабре
А вот строить заново сгоревшие дома, признанные комиссией «непригодными к восстановлению», власти не разрешат Александр СТЕПАНОВ Минуло ровно два месяца со страшного пожара в историческом центре Ростова-на-Дону,
Комсомольская правда
Поезд сбил насмерть мужчину в Ростовской области - АиФ Ростов-на-Дону
Поезд сбил насмерть мужчину в Ростовской области
По факту инцидента начата доследственная проверка Грузовой поезд сбил насмерть мужчину в Ростовской области.
АиФ Ростов-на-Дону
"Воспитан-на-Дону" - Министерство образованияВ рамках реализации Регионального проекта  "Воспитан - на -  Дону" обучающиеся 5-6 классов Новошахтинской школы- интерната посетили "Ростовский областной музей изобразительных искусств".
24.10.2017 Министерство образования
«Транс и пиратство!» О том, как рождаются красивые книги, рассказала шахтинская художница - Газета К вашим услугамНедавно родился новый совместный проект шахтинской художницы Анны Ижогиной и ростовского поэта Сергея Стрелкова - «Зеркала Заалисья».
24.10.2017 Газета К вашим услугам
20-летний шахтинец пытался отбиваться от полицейских и угодил под следствие - Shakhty.SuНоябрьские праздники в Сочи! Олимпийский парк, электрический музей Николы Тесла, Сочи Парк (парк аттракционов), автомобильный музей, Красная поляна, Роза Хутор, форелевое хозяйство, студия художественного стекла,
23.10.2017 Shakhty.Su
надежда005 - Шахтинские известия
Шахтинцы приняли участие в международном фестивале танцев народов мира
Солисты муниципального ансамбля песни и пляски “Надежда” представляли Ростовскую область.
Шахтинские известия
Гастролеры предлагают улыбнуться - Газета Наше время
Гастролеры предлагают улыбнуться
23 октября в донской столице стартуют гастроли Московского областного театра драмы и комедии.
Газета Наше время
Любовь Толкалина и Дмитрий Марьянов часто работали вместе на театральной сцене и съемочных площадках. - Комсомольская правда
Любовь Толкалина обвинила корреспондентов Первого канала в шантаже и цинизме
Актриса, которая дружила с Дмитрием Марьяновым, прокомментировала вмешательство журналистов в личную жизнь вдовы актера - Ксении Бик Михаил РЯБИКОВ ryabikov Толкалина не просто играла с Дмитрием на одной сцене и в одн
Комсомольская правда
футбол1 - Шахтинские известияВ Шахтинской федерации футбола подвели итоги уходящего сезона. – Мне сегодня доверено проинформировать вас о том, что те амбициозные задачи, которые поставлены администрацией города Шахты по развитию футбола в перспективе,
23.10.2017 Шахтинские известия
Мастер ФИДЕ Тарон Шагбазян признан чемпионом Ростовской области по классическим шахматам.
23.10.2017 Газета Наше время
-3.jpg - Администрация г. ТаганрогаКоманда по настольному теннису «ТМК-Тагмет» успешно начала новый сезон и подтвердили свой высокий уровень подготовки.
24.10.2017 Администрация г. Таганрога
«Как на университетские именины...» - Газета Наше время
«Как на университетские именины...»
В эти выходные в донской столице провели первый шахматный турнир, посвященный дню рождения ЮФУ.
Газета Наше время
В спортивном комплексе «Артемовец»  прошел большой финал футбольного турнира «Футбол без границ» - Шахтинские известия
В спортивном комплексе «Артемовец» прошел большой финал футбольного турнира «Футбол без границ»
Его организаторами стали воспитанники Шахтинского центра помощи детям №3 города Шахты.
Шахтинские известия
В Ростове наградили победителей и призеров чемпионатов региона по рапиду и блицу - Газета Наше время
В Ростове наградили победителей и призеров чемпионатов региона по рапиду и блицу
Чемпионом открытого чемпионата Ростовской области, в котором играли и шахматисты соседних регионов, стал луганский  мастер ФИДЕ  Тарон Шагбазян.
Газета Наше время
В Ростове на двух улицах на месяц ограничат движение транспорта - 161.RuРостовским автомобилистам в ноябре придется заранее продумывать маршрут движения на одном из участков Октябрьского района.
24.10.2017 161.Ru
trassae95.com - DonNews.RuЕё подруга находится в больнице в тяжёлом состоянии Смертельное ДТП произошло в селе Малоекатериновка Матвеево-Курганского района вечером в понедельник, 23 октября.
24.10.2017 DonNews.Ru
Все, что уцелело. Фото: Ольга ГОПАЛО - Комсомольская правдаБизнесвумен уверена: торговую точку подожгли Ольга ГОПАЛО Не успели горожане отойти от очередного крупного пожара на рынке «Темерник», где местные торговцы все еще подсчитывают убытки и распродают оставшиеся крохи,
23.10.2017 Комсомольская правда
В Ростовской области нашли труп 3-летней малышки. Тело ребенка 22 октября обнаружили жители станицы Кривянской.
23.10.2017 Московский комсомолец
В Ленинском районе появилась новая аллея - Единая Россия21 октября депутат Государственной Думы ФС РФ Лариса Тутова приняла участие в общегородском субботнике и празднике древонасаждения.
23.10.2017 Единая Россия