«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом

Фото: images.aif.ru
7 августа 1987 года на станции Каменская Ростовской области произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф страны, в которой погибли 106 человек с поезда «Ростов – Москва». О том, как это было, рассказывает «АиФ-Ростов». Столкновение грузового и пассажирского поездов на станции города Каменск-Шахтинского в Ростовской области  называют самым масштабным в послевоенной истории СССР, а по числу человеческих жертв – вторым после катастрофы 1989-го в Челябинской области.

Трагедия произошла 7 августа 1987 года в 01 час 31 минуту по московскому времени. Грузовой поезд на полном ходу врезался в хвостовые вагоны пассажирского поезда «Ростов-на-Дону – Москва», стоявшего на станции Каменская Юго-Восточной железной дороги (ныне – СКЖД).

Что предшествовало катастрофе, почему она стала возможной  и кого наказали за случившееся – в хронологии событий, восстановленной «АиФ-Ростов». Боль в сердцах не утихает. Авиакатастрофа Boeing в Ростове год спустя

Невнимательные осмотрщики, неопытный машинист

7 августа 1987-го, 00 часов 23  минуты , станция Лихая. Осмотрщики А. Трусов и Н. Пузанов провели осмотр грузового поезда №2035, сформированного на станции Армавир. Это был трёхсекционный локомотив ВЛ80с-887/842 и 55 вагонов-хопперов с зерном, общим весом более 5,5 тысячи тонн. Рабочие  не обратили внимания на то, что концевой кран тормозной системы между 6-м и 7-м вагонами перекрыт.

В 00:55 со станции  Лихая  в сторону станции  Каменская  отправился пассажирский поезд  №  335 «Ростов-на-Дону – Москва». Расстояние между пунктами 24  километра, а перепад высот – дорога идёт под уклон – 200 метров.

Следом за пассажирским, в 01:02,  отправился товарный №2035. Локомотивная бригада (машинист С. Батушкин и его помощник Ю. Штыхно) в условленном месте проверяет тормоза и отмечает их слабую эффективность, но мер не принимает.

С места поезд двинулся с трудом, с некоторой заторможенностью. Однако машинист впервые водил поезда столь большой массы и поэтому предположил, что для тяжеловесных поездов такое  трогание с места  – вполне нормальное явление.

Первый памятник жертвам катастрофы (деревянный). Фото: Commons.wikimedia.org / GennadyL Потеря контроля над ситуацией

Вскоре после отправления с Лихой машинист поезда  № 2035  провёл опробование тормозов. Поезд сбросил скорость, однако тормозной путь составил не 300  метров, как положено по нормативам, а около  700. Таким образом,  поезд продолжал разгоняться, пока через восемь  километров не начался затяжной спуск, ведущий в  долину реки  Северский Донец  к центральной части города  Каменска-Шахтинского.

Машинист применил несколько ступеней служебного торможения, но скорость состава не то что не падала - росла.

Железнодорожная катастрофа века. Как произошло крушение 652-го товарного

До Каменской  оставалось десять километров, когда локомотивная бригада доложила  диспетчеру о том, что тяжёлый грузовой поезд с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.

А там  все пути были заняты различными составами, в том числе –  и с опасными грузами.

Диспетчер принимает решение пропустить поезд  № 335  без остановки, но связаться с  локомотивной бригадой ему не удалось: помощник машиниста держал  в руках  тангенту  микрофона, поэтому эфир был заглушён шумами радиостанции.

Поезд  №335  состоял из 15-ти  вагонов и электровоза, которым управляла локомотивная бригада из  депо «Лихая»: машинист Брицын и помощник машиниста Пантелейчук (имена неизвестны - прим. ред.) . Бригада ждала входного светофора, и под разрешающее огни  (два жёлтых) состав прибыл на пятый путь станции Каменская в 01:28 . Началась посадка пассажиров.

Перевести стрелки, чтобы неуправляемый состав  попал на другой путь, было невозможно: все остальные пути были заняты, а блокировка не позволяет настроить маршрут следования на уже занятое полотно.

В телевизионном репортаже того времени авторы сообщают  первую доступную информацию, которую предстоит ещё выяснить и уточнить следствию, но кадры хроники точно передают ужасающую картину последствий столкновения.

Катастрофа

Kогда неуправляемый грузовой поезд подъезжал к станции, помощник машиниста ушёл из кабины, выложив из рук микрофон. Благодаря этому диспетчер, наконец, связывается с машинистом и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает  немедленно отправляться со станции.

В 01:29   поезд тронулся, но проводник вагона №10 Г. Туркин, согласно инструкции, сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но что-либо изменить уже было невозможно.

В 1 час 30  минут   на станцию Каменская на скорости около 140  км/час – вместо положенных 25 км/час - въехал грузовой поезд  №2035.

Железнодорожные трагедии. Катастрофы, произошедшие на пути Петербург-Москва

На стрелочном переводе  №17 в 01:31 произошёл разрыв  автосцепки  между первым и вторым вагонами «товарняка», второй вагон сошёл с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колёсах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Потом станет понятно, что это спасло пассажирский поезд от полного уничтожения.

Электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой  288 тонн  остался на рельсах и проследовал на пятый путь. Он проехал  464 метра  и на скорости свыше  100 км/час догнал  пассажирскоий  поезд «Ростов-на-Дону – Москва».

Это произошло в  01:32.   Электровоз тяжеловоза врезался в хвост пассажирскому составу, полностью раздавив вагоны №№15 и 14. Вагон №13 был разрушен наполовину. Мгновенно погибли 106 человек - два проводника и пассажиры.

107-м погибшим стал электромонтёр Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током.

Движение поездов по станции Каменская прервали: по первому пути - на  1 час 30 минут, а по второму  — на  82 часа 58 минут.

Вагон-хоппер для перевозки зерна; завал из грузовых вагонов. Видно рассыпавшееся зерно. Фото: Commons.wikimedia.org / Methem (Mikko J. Putkonen); Википедия / Неизвестен, Официальный отчёт Ликвидация последствий

01:36. В службы быстрого реагирования поступил первый сигнал о катастрофе.

В 01:42  на станцию Каменская прибыло четыре машины «скорой помощи». 13 пострадавших доставлены в городскую больницу. Среди них – помощник машиниста поезда №2035 Юрий Штыхно и чудом выживший машинист Сергей Батушкин.

В результате крушения разбитый электровоз «товарняка» оказался на последних вагонах пассажирского поезда. У нечётной  горловины станции  произошёл завал высотой около 15  метров. Инерция состава при крушении была такой, что вагоны ещё и зарылись в землю, некоторые – почти на десять  метров.

«Это был ад». Пассажиры «Невского экспресса» — о крушении поезда

03:05   – от состава поезда №335 отцеплены разбитые вагоны, а  остальные отправлены на станцию Глубокая.
03:50  – по тревоге подняты личные составы воинских частей, дислоцированных в Каменске, к месту трагедии направлены  восстановительные поезда,  бульдозеры,  тракторы  и краны. Место катастрофы оцепили.
03:55   – начали вскрывать стенки двух смятых вагонов.  06:00 – приступили к разбору завалов из вагонов с зерном.

В результате трагедии были полностью разрушены две  секции электровоза, 54  грузовых и три  пассажирских вагона, повреждено 300  метров пути, два  стрелочных перевода, восемь  опор контактной сети и тысяча  метров контактных проводов, потеряно 330  тонн зерна.

Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек. 

Личности трёх погибших во время катастрофы человек так и не были установлены. Тела похоронили как неопознанные.

Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.

Памятный крест жертвам катастрофы. Поставлен  9 августа  2010 года.  Фото: Commons.wikimedia.org / GennadyL Виноваты  «стрелочники»

Расследованием причин катастрофы занималась правительственная комиссия. Изучив все материалы дела, она выяснила, что признаки длительного торможения наблюдались на многих вагонах грузового поезда. Но  в то же время,тормозные колодки локомотива оказались практически полностью сточены, такая же картина имела место  и на нескольких первых вагонах.

При дальнейшем осмотре оказалось, что между 6-м и 7-м  вагонами был перекрыт концевой кран  тормозной магистрали. То есть, 49 вагонов из 55 оказались отключены в заторможенном состоянии. Проведённый следственный эксперимент доказал: именно это стало причиной трагедии.

В числе обвиняемых были диспетчеры станции Каменская, которые не подготовили для неуправляемого поезда безопасный маршрут, осмотрщики вагонов, которые проверяли работу тормозов поезда  №2035, локомотивная бригада «товарняка», которая не проконтролировала работу осмотрщиков вагонов, а также локомотивная бригада пассажирского поезда, не убравшая своевременно пассажирский поезд, и проводник вагона №10, сорвавший стоп-кран.

Однако в ходе расследования одних оправдали, как не знавших об опасности, а  других – локомотивную бригаду поезда  № 2035, из гуманных побуждений, было решено не судить: помощник машиниста серьёзно покалечился, а машинист и вовсе стал инвалидом.

В результате «стрелочниками» оказались осмотрщики вагонов. Их приговорили к 12 годам лишения свободы. Должности лишился начальник  Юго-Восточной железной дороги, а Лиховское отделение передали  в ведение СКЖД.

 
По теме
 
400px-midland_metro_tram - Ростов.РФ 8 августа, в черте Ростова, на 1219 км перегона станций Ростов-Товарная-Зоосад, под колёсами пассажирского  поезда сообщением Москва-Новороссийск оказалась неизвестная  женщину,
09.08.2017
 
В Ростове пассажирский поезд Москва-Новороссийск насмерть сбил женщину. Трагедия произошла около десяти вечера 8 августа на 1219 километре станции «Ростов-Товарный-Ростов-Главный» в Пролетарском районе столицы донского региона.
09.08.2017
 
В Ростове умер водитель скорой помощи - DonNews.Ru Фото для иллюстрации, inkazan.ru Его тело пролежало на улице полдня Около 7:00 в понедельник, 25 июня, на улице 40-летия Победы у подстанции скорой помощи № 4 умер водитель неотложки.
25.06.2018 DonNews.Ru
В Ленинском отделе полиции после скандала с 10 кг. отстранили начальника Евгения Якименко - Панорама Четыре высокопоставленных полицейских получили "строгача" Как стало известно, начальник Ленинского отдела полиции донской столицы Евгений Якименко отстранен от должности на время следствия по делу о 10 кг наркотиков,
25.06.2018 Панорама
Беглеца подозревают в двух вооруженных налетах и краже 230 тысяч долларов Роман ЛЯЛИН Матч между Бразилией и Коста-Рикой в Санкт-Петербурге оказался волнительным не только для фанатов, но и для местной полиции.
24.06.2018 Комсомольская правда
В Городском Доме детского творчества г.Шахты прошло посвящение в танцоры - Шахтинские известия В Городском Доме детского творчества прошло посвящение в танцоры и командная встреча, в которой приняли участие не только воспитанники «ПА+ПА», но и ребята из дружеских клубов городов Ростов-на-Дону, Новошахтинск,
25.06.2018 Шахтинские известия
Читайте сами, но интереснее с нами! - Центральная библиотечная система Ростова-на-Дону Каждый вторник и  воскресенье на протяжении всех летних каникул младшие школьники собираются в уютной библиотеке имени А.И.
25.06.2018 Центральная библиотечная система Ростова-на-Дону
Появление Дня балалайки можно считать заслугой исключительно самих музыкантов-народников.
23.06.2018 Газета Вперёд
Председатель Правительства России Дмитрий Медведев поздравил служителей ростовской Мельпомены с юбилеем 23 июня исполнилось 155 лет с того дня, от которого ведет свою историю Ростовский академический драмтеатр им.
25.06.2018 Газета Наше время
Старты для всех - Центральная библиотечная система Ростова-на-Дону 24 июня в детской библиотеке имени А. П. Гайдара состоялся час информации «Старты для всех» , посвященный Международному Олимпийскому дню.
25.06.2018 Центральная библиотечная система Ростова-на-Дону
hmladan - Комсомольская правда Двое болельщиков сборной Исландии проехали на русском джипе более 5000 километров Илья БОГОМОЛОВ В Ростов-на-Дону болеть за сборную Исландии приехали двое граждани этой островной страны - Кристбьорн Кьяртанссон и Грет
25.06.2018 Комсомольская правда
В Ростове на фан-зоне иностранцы протестовали против выхода Великобритании из ЕС - Панорама Несанкционированный пикет был немноголюдным Вчера, 24 июня, в Ростове несколько иностранных болельщиков провели на территории фан-зоны акцию против выхода Великобритании из ЕС.
25.06.2018 Панорама
24 июня депутат Ростовской-на-Дону городской Думы по Советскому избирательному округу № 26 Сергей Смирнов принял участие в спортивном празднике, который состоялся на ростовском стадионе «Арсенал».
25.06.2018 Деловое сообщество
Временное консульство Исландии открылось в донской столице  В скором времени донскую столицу ожидает наплыв исландских болельщиков.
25.06.2018 Деловое сообщество
Пожар вспыхнул в станице Кривянской.  23 июня 2018 года в 21 час 09 минут в Октябрьском районе, станице Кривянская на улице Советская произошел пожар в гараже.
24.06.2018 Газета К вашим услугам
Каждое лето жители многоквартирных домов с центральным отоплением замечают, что их батареи в их квартирах на несколько часов становятся горячими.
23.06.2018 Деловое сообщество