Новости города БезФормата.Ru
Ростов-на-Дону
Главные новости
 
Задать вопрос?

«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом

В сквере аэровокзала открыли памятник «Прерванный полет» жертвам крушения Boeing. - АиФ Ростов-на-Дону
Старый памятник жертвам катастрофы (деревянный)/ - АиФ Ростов-на-Дону
новый памятник жертвам крушения поездов в каменске - АиФ Ростов-на-Дону
Вокзал станции Каменская, рядом с которым произошла катастрофа. - АиФ Ростов-на-Дону
«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом - АиФ Ростов-на-Дону
Первая крупная авария случилась 12 августа 1840 года, последняя - 27 ноября 2009 года. - АиФ Ростов-на-Дону
«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом - АиФ Ростов-на-Дону
«Вагоны зарылись в землю». Хроника трагедии на станции Каменской в 1987-ом - АиФ Ростов-на-Дону
На месте крушения пассажирского поезда Москва – Петербург «Невский экспресс» в Тверской области. - АиФ Ростов-на-Дону
Фото: images.aif.ru
7 августа 1987 года на станции Каменская Ростовской области произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф страны, в которой погибли 106 человек с поезда «Ростов – Москва». О том, как это было, рассказывает «АиФ-Ростов». Столкновение грузового и пассажирского поездов на станции города Каменск-Шахтинского в Ростовской области  называют самым масштабным в послевоенной истории СССР, а по числу человеческих жертв – вторым после катастрофы 1989-го в Челябинской области.

Трагедия произошла 7 августа 1987 года в 01 час 31 минуту по московскому времени. Грузовой поезд на полном ходу врезался в хвостовые вагоны пассажирского поезда «Ростов-на-Дону – Москва», стоявшего на станции Каменская Юго-Восточной железной дороги (ныне – СКЖД).

Что предшествовало катастрофе, почему она стала возможной  и кого наказали за случившееся – в хронологии событий, восстановленной «АиФ-Ростов». Боль в сердцах не утихает. Авиакатастрофа Boeing в Ростове год спустя

Невнимательные осмотрщики, неопытный машинист

7 августа 1987-го, 00 часов 23  минуты , станция Лихая. Осмотрщики А. Трусов и Н. Пузанов провели осмотр грузового поезда №2035, сформированного на станции Армавир. Это был трёхсекционный локомотив ВЛ80с-887/842 и 55 вагонов-хопперов с зерном, общим весом более 5,5 тысячи тонн. Рабочие  не обратили внимания на то, что концевой кран тормозной системы между 6-м и 7-м вагонами перекрыт.

В 00:55 со станции  Лихая  в сторону станции  Каменская  отправился пассажирский поезд  №  335 «Ростов-на-Дону – Москва». Расстояние между пунктами 24  километра, а перепад высот – дорога идёт под уклон – 200 метров.

Следом за пассажирским, в 01:02,  отправился товарный №2035. Локомотивная бригада (машинист С. Батушкин и его помощник Ю. Штыхно) в условленном месте проверяет тормоза и отмечает их слабую эффективность, но мер не принимает.

С места поезд двинулся с трудом, с некоторой заторможенностью. Однако машинист впервые водил поезда столь большой массы и поэтому предположил, что для тяжеловесных поездов такое  трогание с места  – вполне нормальное явление.

Первый памятник жертвам катастрофы (деревянный). Фото: Commons.wikimedia.org / GennadyL Потеря контроля над ситуацией

Вскоре после отправления с Лихой машинист поезда  № 2035  провёл опробование тормозов. Поезд сбросил скорость, однако тормозной путь составил не 300  метров, как положено по нормативам, а около  700. Таким образом,  поезд продолжал разгоняться, пока через восемь  километров не начался затяжной спуск, ведущий в  долину реки  Северский Донец  к центральной части города  Каменска-Шахтинского.

Машинист применил несколько ступеней служебного торможения, но скорость состава не то что не падала - росла.

Железнодорожная катастрофа века. Как произошло крушение 652-го товарного

До Каменской  оставалось десять километров, когда локомотивная бригада доложила  диспетчеру о том, что тяжёлый грузовой поезд с неисправными тормозами на большой скорости приближается к станции.

А там  все пути были заняты различными составами, в том числе –  и с опасными грузами.

Диспетчер принимает решение пропустить поезд  № 335  без остановки, но связаться с  локомотивной бригадой ему не удалось: помощник машиниста держал  в руках  тангенту  микрофона, поэтому эфир был заглушён шумами радиостанции.

Поезд  №335  состоял из 15-ти  вагонов и электровоза, которым управляла локомотивная бригада из  депо «Лихая»: машинист Брицын и помощник машиниста Пантелейчук (имена неизвестны - прим. ред.) . Бригада ждала входного светофора, и под разрешающее огни  (два жёлтых) состав прибыл на пятый путь станции Каменская в 01:28 . Началась посадка пассажиров.

Перевести стрелки, чтобы неуправляемый состав  попал на другой путь, было невозможно: все остальные пути были заняты, а блокировка не позволяет настроить маршрут следования на уже занятое полотно.

В телевизионном репортаже того времени авторы сообщают  первую доступную информацию, которую предстоит ещё выяснить и уточнить следствию, но кадры хроники точно передают ужасающую картину последствий столкновения.

Катастрофа

Kогда неуправляемый грузовой поезд подъезжал к станции, помощник машиниста ушёл из кабины, выложив из рук микрофон. Благодаря этому диспетчер, наконец, связывается с машинистом и, кратко объяснив критичность ситуации, приказывает  немедленно отправляться со станции.

В 01:29   поезд тронулся, но проводник вагона №10 Г. Туркин, согласно инструкции, сорвал стоп-кран. Помощник машиниста побежал к вагону, но что-либо изменить уже было невозможно.

В 1 час 30  минут   на станцию Каменская на скорости около 140  км/час – вместо положенных 25 км/час - въехал грузовой поезд  №2035.

Железнодорожные трагедии. Катастрофы, произошедшие на пути Петербург-Москва

На стрелочном переводе  №17 в 01:31 произошёл разрыв  автосцепки  между первым и вторым вагонами «товарняка», второй вагон сошёл с рельсов. Остальные хопперы (саморазгружающиеся бункеры на колёсах) налетели друг на друга, накренившись на левую сторону, и образовали завал. Потом станет понятно, что это спасло пассажирский поезд от полного уничтожения.

Электровоз с одним вагоном-зерновозом общей массой  288 тонн  остался на рельсах и проследовал на пятый путь. Он проехал  464 метра  и на скорости свыше  100 км/час догнал  пассажирскоий  поезд «Ростов-на-Дону – Москва».

Это произошло в  01:32.   Электровоз тяжеловоза врезался в хвост пассажирскому составу, полностью раздавив вагоны №№15 и 14. Вагон №13 был разрушен наполовину. Мгновенно погибли 106 человек - два проводника и пассажиры.

107-м погибшим стал электромонтёр Ткаченко, принявшийся за ликвидацию последствий крушения и получивший смертельный удар током.

Движение поездов по станции Каменская прервали: по первому пути - на  1 час 30 минут, а по второму  — на  82 часа 58 минут.

Вагон-хоппер для перевозки зерна; завал из грузовых вагонов. Видно рассыпавшееся зерно. Фото: Commons.wikimedia.org / Methem (Mikko J. Putkonen); Википедия / Неизвестен, Официальный отчёт Ликвидация последствий

01:36. В службы быстрого реагирования поступил первый сигнал о катастрофе.

В 01:42  на станцию Каменская прибыло четыре машины «скорой помощи». 13 пострадавших доставлены в городскую больницу. Среди них – помощник машиниста поезда №2035 Юрий Штыхно и чудом выживший машинист Сергей Батушкин.

В результате крушения разбитый электровоз «товарняка» оказался на последних вагонах пассажирского поезда. У нечётной  горловины станции  произошёл завал высотой около 15  метров. Инерция состава при крушении была такой, что вагоны ещё и зарылись в землю, некоторые – почти на десять  метров.

«Это был ад». Пассажиры «Невского экспресса» — о крушении поезда

03:05   – от состава поезда №335 отцеплены разбитые вагоны, а  остальные отправлены на станцию Глубокая.
03:50  – по тревоге подняты личные составы воинских частей, дислоцированных в Каменске, к месту трагедии направлены  восстановительные поезда,  бульдозеры,  тракторы  и краны. Место катастрофы оцепили.
03:55   – начали вскрывать стенки двух смятых вагонов.  06:00 – приступили к разбору завалов из вагонов с зерном.

В результате трагедии были полностью разрушены две  секции электровоза, 54  грузовых и три  пассажирских вагона, повреждено 300  метров пути, два  стрелочных перевода, восемь  опор контактной сети и тысяча  метров контактных проводов, потеряно 330  тонн зерна.

Из пассажиров последних двух вагонов выжили девять человек: одни стояли на платформе, других выбросило из вагонов при ударе. Ранеными оказались 114 человек. 

Личности трёх погибших во время катастрофы человек так и не были установлены. Тела похоронили как неопознанные.

Материальные потери составили около полутора миллионов советских рублей.

Памятный крест жертвам катастрофы. Поставлен  9 августа  2010 года.  Фото: Commons.wikimedia.org / GennadyL Виноваты  «стрелочники»

Расследованием причин катастрофы занималась правительственная комиссия. Изучив все материалы дела, она выяснила, что признаки длительного торможения наблюдались на многих вагонах грузового поезда. Но  в то же время,тормозные колодки локомотива оказались практически полностью сточены, такая же картина имела место  и на нескольких первых вагонах.

При дальнейшем осмотре оказалось, что между 6-м и 7-м  вагонами был перекрыт концевой кран  тормозной магистрали. То есть, 49 вагонов из 55 оказались отключены в заторможенном состоянии. Проведённый следственный эксперимент доказал: именно это стало причиной трагедии.

В числе обвиняемых были диспетчеры станции Каменская, которые не подготовили для неуправляемого поезда безопасный маршрут, осмотрщики вагонов, которые проверяли работу тормозов поезда  №2035, локомотивная бригада «товарняка», которая не проконтролировала работу осмотрщиков вагонов, а также локомотивная бригада пассажирского поезда, не убравшая своевременно пассажирский поезд, и проводник вагона №10, сорвавший стоп-кран.

Однако в ходе расследования одних оправдали, как не знавших об опасности, а  других – локомотивную бригаду поезда  № 2035, из гуманных побуждений, было решено не судить: помощник машиниста серьёзно покалечился, а машинист и вовсе стал инвалидом.

В результате «стрелочниками» оказались осмотрщики вагонов. Их приговорили к 12 годам лишения свободы. Должности лишился начальник  Юго-Восточной железной дороги, а Лиховское отделение передали  в ведение СКЖД.

Вокзал станции Каменская, рядом с которым произошла катастрофа. - АиФ Ростов-на-ДонуПо факту происшествия проводится доследственная проверка Женщину и мужчину сбил насмерть пассажирский поезд в Каменске-Шахтинском.
14.08.2017 АиФ Ростов-на-Дону
Следователи проверяют гибель двоих дончан под колесами поезда - 161.RuПассажирский поезд насмерть сбил мужчину и женщину на 1027-м километре станций Каменская–Погорелово в Заводском микрорайоне города Каменска-Шахтинского.
14.08.2017 161.Ru
Загадочная женщина погибла под колесами пассажирского поезда на станции Ростова - Ростов161Машинист не успел остановить многотонный состав Пассажирский поезд «Москва-Новороссийск» насмерть сбил женщину на железной дороге Ростовской области.
09.08.2017 Ростов161
400px-midland_metro_tram - Ростов.РФ8 августа, в черте Ростова, на 1219 км перегона станций Ростов-Товарная-Зоосад, под колёсами пассажирского  поезда сообщением Москва-Новороссийск оказалась неизвестная  женщину,
09.08.2017 Ростов.РФ
В Ростове женщину насмерть сбил пассажирский поезд - Дон-ТРВ Ростове-на-Дону на 1219 километре пассажирский поезд насмерть сбил женщину.
09.08.2017 Дон-ТР
В Ростове женщину насмерть сбил пассажирский поезд - ГТРК Дон-ТРВ Ростове-на-Дону на 1219 километре пассажирский поезд насмерть сбил женщину.
09.08.2017 ГТРК Дон-ТР
В Ростове поезд Москва-Новороссийск сбил женщину. Несчастный случай произошел 8 августа примерно в 22 часа на 1219 километре железной дороги Ростов-Товарная-Зоосад.
09.08.2017 Московский комсомолец
В Ростове пассажирский поезд Москва-Новороссийск насмерть сбил женщину. Трагедия произошла около десяти вечера 8 августа на 1219 километре станции «Ростов-Товарный-Ростов-Главный» в Пролетарском районе столицы донского региона.
09.08.2017 Rostov.Ru
В Ростове-на-Дону начали проверку после гибели женщины под колесами поезда Авария произошла на 1219-м км перегона станций Ростов — Товарная — Зоосад около 22:00.
09.08.2017 ЮГА.ру
Вокзал станции Каменская, рядом с которым произошла катастрофа. - АиФ Ростов-на-ДонуТридцать лет назад в Каменске-Шахтинском произошла одна из крупнейших железнодорожных катастроф в СССР.
08.08.2017 АиФ Ростов-на-Дону
Пропавшего ростовчанина нашли убитым - АиФ Ростов-на-ДонуВ преступлении подозревается житель Чеченской Республики Пропавшего 46-летнего жителя Ростова-на-Дону нашли убитым.
22.02.2018 АиФ Ростов-на-Дону
В Ростове-на-Дону водитель иномарки сбил пенсионерку - Rostov.RuВ Ростове-на-Дону водитель иномарки сбил пенсионерку. Дорожно-транспортное происшествие случилось утром 21 февраля в районе дома № 126 по улице Таганрогской.
22.02.2018 Rostov.Ru
«Рено» и маршрутка столкнулись в Ростове: погиб человек - Rostov.Ru«Рено» и маршрутка столкнулись в Ростове: погиб человек. Авария случилась вечером 22 февраля на улице Орской.
22.02.2018 Rostov.Ru
В донской столице разыскивают родственников 81-летнего мужчины - Московский комсомолец
В донской столице разыскивают родственников 81-летнего мужчины
В донской столице разыскивают родственников 81-летнего мужчины. 22 февраля днем пенсионера нашли на перекрестке Варфоломеева/Скрыпника.
Московский комсомолец
Это уже не первый случай, задержания предполагаемого террориста в городе на Неве. Фото: Олег ЗОЛОТО - Комсомольская правда
ФСБ предотвратила массовый теракт в Петербурге
Мигрант готовил взрывы в общественном транспорте Ирина ЛИСОВА В Северной столице задержали выходца их Центрально-Азиатского региона по подозрению в подготовке теракта.
Комсомольская правда
У жителя Таганрога изъяли внушительный арсенал оружия - Газета Наше время
У жителя Таганрога изъяли внушительный арсенал оружия
В Таганроге сотрудники уголовного розыска Ростовского линейного управления МВД России на транспорте, совместно с кинологами и при силовой поддержке бойцов Росгвардии провели обыск в частном доме,
Газета Наше время
Русский рок, дискотека на катке и шоу мыльных пузырей: куда сходить в Ростове на выходных - 161.Ru Три дня выходных — чем не повод для радости? Еще это повод куда-нибудь сходить: самому, со второй половинкой или с детьми.
23.02.2018 161.Ru
С праздником, дорогие мужчины! - Газета К вашим услугамС Днём защитника Отечества сильную половину человечества поздравляет коллектив kvu.su.
23.02.2018 Газета К вашим услугам
dtp1 - Ростов.РФ21 февраля, в среду,  во второй половине дня, а точнее —  около 15:30 , на проспекте Шолохова в Ростове водитель маршрутки Hyundai County, при выполнении маневра (совершал разворот),
22.02.2018 Ростов.РФ
Работы по реконструкции улицы Станиславского и строительству музея истории завершат в мае - Ростов официальный
Работы по реконструкции улицы Станиславского и строительству музея истории завершат в мае
Работы по реконструкции улицы Станиславского и строительству музея «Россия — моя история» будут завершены в мае.
Ростов официальный
Пусть «Дуракам» повезет - Газета Наше время
Пусть «Дуракам» повезет
24 февраля на суд зрителей представит свой первый спектакль самый молодой муниципальный театр Ростовской области «НВ» сообщало о том,
Газета Наше время
Самые любимые многими шолоховские Григорий и Аксинья. Фото: Предоставлено Музеем-заповедником М.А. Шолохова. - Комсомольская правда
"Тихий Дон" без советской цензуры: украинцев заменили на хохлов, а простым казакам разрешили материться, как сапожникам
В Ростове-на-Дону презентовали знаменитый роман, каким его написал Михаил Шолохов Ольга ГОПАЛО 21 февраля исполняется 34 года со дня смерти лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова.
Комсомольская правда
Александр Сапета – игрок «Ростова»! - ФК Ростов28-летний полузащитник подписал контракт с нашим клубом на правах свободного агента.
22.02.2018 ФК Ростов
«Ростов»   «Стабек»: Превью матча - ФК РостовПредставляем заключительного соперника нашей команды на учебно-тренировочном сборе, который проходит в Испании.
23.02.2018 ФК Ростов
3mHJ3_qmhrg.jpg - Администрация г. Ростов на Дону23 февраля, честь праздника Деня защитника Отечества, в Ростове состоялся традиционный легкоатлетический забег «IV Офицерский марафон» при поддержке Управления по физической культуре и спорту города.
23.02.2018 Администрация г. Ростов на Дону
У шахтинской футбольной команды «Артемовец» появилась новая спортивная форма - Шахтинские известия
У шахтинской футбольной команды «Артемовец» появилась новая спортивная форма
Спонсором для юных футболистов выступила группа компаний UNITILE. Общая стоимость обновки составила более 125 тысяч рублей.
Шахтинские известия
Алина Загитова во время выступлений в Пхенчхане. Фото: REUTERS - Комсомольская правда
15-летняя фигуристка Алина Загитова принесла первое золото России Олимпиады в Пхенчхане
Ее напарница по сборной Евгения Медведева заняла второе место Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin В пятницу, 23 февраля, на Олимпиаде в Пхенчхане были разыграны медали в женском одиночном фигурном катании.
Комсомольская правда
18 шахтинских боксеров взяли «золото» - Шахтинские известия
18 шахтинских боксеров взяли «золото»
Соревнования прошли в Шахтах и были посвящены Дню освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Шахтинские известия
Угрожали ножом: ростовчанка отдала ключи от иномарки незнакомцам - 161.RuРостовчанка на несколько часов припарковала свою машину в Университетском переулке.
23.02.2018 161.Ru
Три женщины пострадали в ДТП в Ростовской области - Московский комсомолецТри женщины пострадали в ДТП в Ростовской области. Авария произошла 22 февраля около 14.00 на Кагальницком шоссе.
23.02.2018 Московский комсомолец
veb_derevya - Ростов.РФВ Ростовской области ожидаются метель, снежные заносы на дорогах и мороз до –28 °С .
23.02.2018 Ростов.РФ
IMG_0673.jpeg - Администрация г. Ростов на ДонуСегодня, 23 февраля, в Ростове проходят торжественные мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.
23.02.2018 Администрация г. Ростов на Дону
При пожаре в частном доме в Ростовской области погиб мужчина - Rostov.RuПри пожаре в частном доме в Ростовской области погиб мужчина. Трагедия произошла около 11 часов утра 22 февраля в поселке Поречье Мартыновского района.
23.02.2018 Rostov.Ru