Все они собраны в Центре симуляционного обучения Ростовского государственного медицинского университета. Корреспондент РО увидела, как студенты тренируются на роботах, и поговорила с руководителем центра — профессором, доктором медицинских наук Галиной ТАРАСОВОЙ о преимуществах симуляционного обучения.
Сегодня законодательно утверждено, что использование симуляционного обучения обязательно для программ среднего, высшего и послевузовского непрерывного медицинского образования и должно предшествовать практике.
— Традиционная система предполагала, что все медицинские навыки отрабатывались во время реальной практики. Преимущества симуляционного обучения заключаются в приобретении профессиональных навыков без риска для пациента, неограниченном числе повторов для отработки мастерства и возможности познакомиться с редкими недугами, — рассказывает руководитель Центра симуляционного обучения РостГМУ Галина Тарасова.
Центр оснащён по последнему слову медицинской техники. Здесь есть простые тренажёры — это так называемые фантомы руки, желудка, таза и т. п. Они служат для отработки навыка введения инъекции, промывания желудка, знакомства с физиологией родов. На более сложном тренажёре студенты могут, например, отработать сердечно-лёгочную реанимацию при оказании первой медицинской помощи. Во время тренинга преподаватель на экране монитора контролирует правильность их действий.
Самый реалистичный робот может изображать симптомы многих болезней, тяжело дышать, стонать, его сердце может стучать быстро-быстро, а может — еле слышно. Он, как настоящий пациент, может правильно реагировать на вводимые препараты и даже «умереть» от неправильных действий. А на роботе-симуляторе кардиологического пациента студенты отрабатывают навыки диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Он обладает библиотекой всех сердечных звуков, которые бывают при той или иной болезни. В центре есть робот-роженица и симуляторы стоматологического пациента с полностью оборудованным рабочим местом стоматолога. Чтобы оптимизировать работу, во всех кабинетах центра установлены видеокамеры. Студенты с преподавателем после тренинга могут разобрать свои ошибки, чтобы не допустить их в будущем.
— Но симуляция — это не игра. Это воссоздание реальности, с которой столкнётся будущий специалист. Благодаря симуляционному обучению возрастает эффективность обучения и безопасность пациентов, с которыми врачи будут работать в будущем, — говорит проректор по учебной работе РостГМУ, профессор, доктор медицинских наук Наталья ДРОБОТЯ.
На вопрос, придумывают ли студенты имена роботам-пациентам, Галина Тарасова отвечает:
— Об этом позаботились производители. К примеру, робота-роженицу зовут Ноэль, робота-симулятора кардиологического пациента — Харвей, робота для сердечно-лёгочной реанимации отечественного производства — Володя, манекена для отработки навыков искусственного дыхания — Анна, реаниматологи в шутку называют её самой часто целуемой девушкой всех времён.
Уже второй год студенты проходят в центре один из этапов экзамена на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности — первичную аккредитацию специалиста. Здесь экзаменуют и действующих врачей, которые раз в пять лет должны проходить повышение квалификации. Школьные учителя, воспитатели детских садов и волонтёры ЧМ-2018 учатся здесь оказанию первой медицинской помощи. Помимо этого, в центре обучают людей домашнему уходу за тяжёлым больным.
Каждый год в центре симуляционного обучения появляется новое оборудование.
— В этом году мы получили пять манекенов отечественного производства для сердечно-лёгочной реанимации, робота-симулятора ребёнка для обследования кардиологического пациента, новые модели суставов и др. Но никакой даже самый совершенный робот не заменит живого человека. Это только инструмент, благодаря которому студенты-медики придут в медучреждения высокими профессионалами, — говорит Галина Тарасова.
Кстати
В медицине симуляционное обучение упоминается ещё в XVIII веке. Тогда во Франции акушерка мадам де Кудре организовала изготовление фантома родов — куклу из тряпок, дерева и настоящих костей таза, на которой обучала других повитух искусству принятия родов.