В понедельник, 19 марта, исполняется ровно два года с момента трагедии в старом аэропорту Ростова-на-Дону (в черте города, на пр. Шолохова; сейчас он закрыт, воздушная гавань переместилась за 30 км от города в новую аэрогавань «Платов»). Тогда во время крушения Boeing-737-800 погибли 62 человека — семь членов экипажа и 55 пассажиров, возвращавшихся с отдыха в Дубае домой.
КАК ЭТО БЫЛО
Катастрофа произошла в 3 часа 42 минуты утра. Самолет, ведомый на посадку капитаном-киприотом Аристосом Сократусом, на скорости более 600 км/ч воткнулся в землю. Затянутое пеленой дождя низкое небо над южной столицей полыхнуло яркой вспышкой, раздался громкий взрыв. Обломки самолета разлетелись в радиусе более километра. Из летевших на борту рокового рейса FZ981 не выжил никто.
По графику самолет должен был приземлиться в 01.10 ночи, но, во-первых, он вылетел из Дубая на полчаса позже графика, во-вторых, когда лайнер оказался уже в небе над пунктом назначения, там шел сильный ливень — при неприятном боковом ветре. И капитан воздушного судна, предприняв первую попытку сесть, отказался от этого и за 6,7 км от взлетно-посадочной полосы в пятистах метрах от поверхности вновь начал подъем. Сделав крюк, он встал на высоте 4,5 км в зоне ожидания и, нарезав несколько кругов, решился на вторую попытку.
Командир воздушного судна Аристос Сократус. Фото: МЧС/Соцсети
Следует отметить здесь, что в таких погодных условиях решение, садиться или нет, принимает командир воздушного судна. Так вот, в этот самый промежуток времени, пока Сократус кружил, в аэропорту, например, сел А-320, прилетевший из Таджикистана, а спустя еще менее чем два часа, то есть буквально за 12 минут до крушения «Боинга», этот же лайнер вылетел обратно . А часть летчиков, которым, как и Сократусу, предложили отправляться на запасные аэродрома, предпочли не рисковать и выбрали перелет в Минводы и Краснодар. Командир борта FZ981 решил предпринять вторую попытку.
Вот как это описывается в отчете Межгосударственного авиационного комитета:
«В процессе повторного захода на посадку, осуществлявшегося также в режиме ручного управления, экипаж на высоте 220 м (за 4 км до ВПП) принял решение об «уходе на второй круг» и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлетный режим. На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала «от себя» стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование, в следствие чего самолет перешел в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1g. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолета с землей».
Хроника падения "Боинга".
Источники, близкие к следствию, уточняют: Аристос Сократус, судя по всему, во время попытки уйти на второй круг не смог адекватно оценить положение воздушного судна — у него возникла иллюзия, что «Боинг» при подъеме достиг опасного угла атаки , и он, поддавшись ложному чувству, он отдал ручку управления «от себя», не глядя на положение авиагоризонта.
Другими словами — перепутал небо и землю...
РАССЛЕДОВАНИЕ
В течение первого года после трагедии, надо отдать должное, МАК регулярно информировал о ходе расследования. Время от времени, в основном, за счет утечек в СМИ от источников, появлялись определенные сведения-версии-заключения-выводы и от следствия. Но после 20 марта 2017-го, когда был опубликован последний (на данный момент) отчет МАК, иной официальной (да и неофициальной, впрочем, тоже) информации не поступало.
Спустя год с момента крушения лайнера - официальные сообщения о ходе расследования поступать перестали. Фото: пресс-служба МАК.
Вот что, к слову, гласил тот самый пост от Межгосударственного авиационного комитета, датированный 20-м марта 2016 года :
«Комиссией выполнен комплекс работ, необходимый для установления причин, обстоятельств и факторов авиационного происшествия и разработки мероприятий по предотвращению подобных катастроф в будущем.
Оперативные рекомендации по предотвращению авиационных происшествий были даны комиссией в промежуточном отчёте (предварительной справке) о ходе расследования 20 апреля 2016 года.
В соответствии со стандартами ИКАО работа комиссии проводится во взаимодействии с уполномоченным представителем Национального комитета по безопасности на транспорте (NTSB) США – как государства разработчика и изготовителя воздушного судна, а также сектора расследования авиационных происшествий Генеральной авиационной администрации ОАЭ – как государства регистрации и эксплуатанта воздушного судна.
Комиссией по расследованию получен весь необходимый объем фактической информации и в настоящий момент завершается ее детальный анализ с участием специалистов заинтересованных государств для подготовки проекта Окончательного отчета».
Место катастрофы.
Вероятно, детальное анализирование с тех пор несколько затянулось...
ЭКИПАЖ И ПАССАЖИРЫ
Экипаж состоял из семи человек — представителей шести стран.
Главным на борту был 37-летний уроженец Кипра Аристос Сократус, выпускник Оксфордской авиационной академии. Он, кстати, считался опытным пилотом. Правда, до трагедии он ни разу, что важно, по мнению экспертов, не сажал самолеты непосредственно в ростовском аэропорту.
В кабине ему помогали два испанца: 30-летний Хавьер Каро и 37-летний Алехандро Алава Круз.
В салоне работали четыре бортпроводника: 28-летний россиянин Максим Айдрюс, 28-летняя Жылдыз Насирдинова из Киргизии, 26-летняя колумбийка Лаура Делакруз и 24-летний представитель Сейшельских Островов Йорам Конфе.
Из 55 пассажиров большинство были жителями Ростовской области .
На борту, например, была молодая пара Александр Божко и его невеста Ольга, решившие попутешествовать перед свадьбой.
Роковым рейсом летели целыми семьями: на этом, например, фото - семья Веремеевских. Фото: соцсети.
На "Боинге" домой летели семья Веремеевских - Виталий, Наталья и их 6-летний сын Саша, и семья Чистяковых - Олег, Виктория и 6-летний Кирилл, и семья Цегельских - Павел, Светлана и 4-летний Даниил, и семья Копосовых - Павел, Людмила и две их дочери: 9-летняя Настя и 19-летняя Даша.
Там же находились главврач 2-й Областной больницы, депутат ЗС РО Игорь Пакус с супругой Галиной, а также супруга и дочь главы администрации Азовского района Валерия Бевзюка - Марина и Виктория.
ПАМЯТЬ
В память о погибших 19 марта 2017-го перед зданием вокзала старого аэропорта был установлен 4-метровый мемориал под названием «Прерванный полет» работы скульптора Анатолия Скнарина , представляющий собой взрыв и упавшую птицу. На граните высечены имена всех, кто летел роковым рейсом.
Мемориал вблизи места крушения. Фото: "Радио Ростова".
Авиакомпания FlyDubai открыла сайт памяти жертв крушения - на нем оставили свои соболезнования на разных языках сотни людей со всего мира.
КОМПЕНСАЦИИ И СКАНДАЛЫ
Правительство Ростовской области выплатило материальную помощь родственникам погибших, зарегистрированных на Дону (41 из 55 погибших), — по 1 млн рублей из региональной казны. Плюс по 200 тысяч выделили муниципальные бюджеты Р остова-на-Дону, Батайска, Новочеркасска и Азовского района.
Сразу после трагедии FlyDubai сообщила о начале выплат на погребение — по 135 тысяч рублей на каждого погибшего.
Кроме того, накануне прошлой годовщины авиакатастрофы, президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщил, что перевозчик направил 105 млн рублей в адрес родственников 52 погибших , но еще несколько представителей семей разбившихся в крушении лайнера отказались от этих выплат, сочтя их несправедливыми .
- Мы сейчас ведем работу по разъяснению порядка выплаты компенсаций, - рассказывал тогда газете «КП» - Ростов-на-Дону» Юргенс. - Но не все родственники погибших собираются получить предлагаемые компенсации, рассчитывая на то, что сразу обратившись в суд, они смогут взыскать с авиакомпании и ее страховщика значительно более крупные суммы. Однако им следует знать, что информация о необходимости предоставления документов для получения так называемой «предварительной» компенсации в полном размере, не лишает их впоследствии права претендовать на большие суммы компенсаций, в том числе посредством обращения в суд.
Самые страшные часы для родственников погибших - первые часы в аэропорту после катастрофы.Фото: REUTERS
Между тем, известно о нескольких судебных исках, направленных в разные суды теми, кто с размером указанных выплат не согласился.
В апреле 2016-го, например , американская юридическая фирма Ribbeck Law Chartered подала иск против компании Boeing от имени родственников жертв рейса FZ981.
- Петиция направлена в суд округа Кук в Чикаго (штат Иллинойс, США), поскольку там находится головной офис авиакомпании «Боинг», - объясняла «КП» российский представитель Ribbeck Law Chartered Любовь Кицай. - В ней высказано требование о предоставлении информации о самолете «Боинг-737-800», выполнявшем этот рейс: сейчас мы еще не обвиняем непосредственно саму авиакомпанию в крушении, но совершенно очевидно, что нужно установить техническое состояние лайнера.
Чем закончилось это выяснение, впрочем, не сообщалось.
Затем, в мае того же года, адвокат Юрий Трунов направил в адрес главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина заявление (копия имеется в распоряжении «КП»), в котором он, также от лица потерпевших, просил привлечь авиакомпанию FlyDubai к уголовной ответственности, считая неправильным расчет по выплатам компенсаций .
- Монреальская конвенция устанавливает, что родственники погибших получают минимальную сумму в размере $135 тысяч для первоочередных нужд, - говорил юрист, предлагая решить вопрос о возбуждении уголовного дела по статье УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере».
Обломки разметало в радиусе более километра.Фото: ТАСС
Следует, однако, отметить, что РФ до сих пор не ратифицировала документ, на который ссылается юрист, Монреальскую конвенцию, определяющую страхование ответственности авиаперевозчика.
В ноябре прошлого года несколько родственников погибших, отказавшись от компенсаций FlyDubai, направили против авиакомпании иск в суд Дубая, требуя с нее по $10 млн в качестве возмещения. Но предварительно придется дождаться результатов очередной экспертизы, которая должна открыть новые данные для судебного разбирательства .
И, наконец, буквально на днях стало известно, что п редставители погибших также обратились с иском в суд в Ростове-на-Дону — о компенсации вреда .
Как заявил адвокат Всеволод Сазнов, представляющий их интересы, Flydubai и страховая компания до настоящего времени так и не предложили ни одного законного возмещения: хотя самолет был застрахован на несколько сотен миллионов долларов, большинству семей погибших заплатили компенсации в размере $10-20 тысяч.
Экипаж и пассажиры трагического рейса Boeing 737. Вспомним всех поименно
Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону.
Соболезнуем родным и близким погибших.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Последние шесть секунд в кабине рухнувшего в Ростове "Боинга" был слышен "нечеловеческий крик"
Падение самолета «Боинг», рухнувшего в аэропорту Ростова-на-Дону, могло начаться после отключения автопилота, а в этот момент в кабине пилотов раздавался нечеловеческий крик (подробности)
Оборвавшиеся судьбы: главврача облбольницы ждали в понедельник на работе, а молодая невеста мечтала о ребенке
В субботу, 19 марта, в Ростове-на-Дону случилась страшная катастрофа: при попытке посадки разбися самолет, летевший из Дубаи. Не выжил никто - ни пассажиры, ни члены экипажа. "Комсомольская правда" выражает соболезнования родным и близким погибших. Вспомним всех поименно... (подробности)
Поделиться видео </> x HTML-кодРейс FZ981 Дубай - Ростов-на-дону. Скорбим. Ужасная трагедия унесла жизни 62 человек
Еще больше материалов по теме: «Крушение Boeing 737-800 в Ростове-на-Дону»