Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и Федеральным законом от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены принципиальные изменения в систему обращения с отходами на всех уровнях управления.
Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Таким образом, услуги по сбору и вывозу отходов, являющиеся одним из этапов комплекса работ по обращению с отходами, выводятся из состава работ по содержанию жилого дома. С момента введения в действие данной нормы на территории Ростовской области (не позднее 01.01.2017) оплата за сбор и вывоз отходов будет взиматься, исходя из количества жильцов, а не из площади жилого помещения.
Пунктом 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса установлено, что УК, ТСЖ, ЖК или иные специализированные потребительские кооперативы, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты с региональным оператором, с которым заключен соответствующий договор.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса, размер платы за коммунальную услугу по обращению с отходами рассчитывается на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Утверждение нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъекта РФ, в то же время не исключается возможность делегирования данных полномочий органам местного самоуправления.
Статьей 161 (пункт 15.1) установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места их накопления. Соответственно, изменения пока не затрагивают требований постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» в части обязанности управляющей компании организовать место накопления бытовых отходов, а также организовать сбор отходов I - IV классов опасности.
Подробно с новым порядком взаимодействия между поставщиками и потребителями услуг по обращению с коммунальными отходами можно ознакомиться, изучив главу 5.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Основные положения данной главы сводятся к следующему:
1) выбор регионального оператора по обращению с ТКО осуществляется субъектом федерации по результатам конкурсного отбора. Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем 10 лет;
2) собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого он расположен;
3) договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. По соглашению сторон договор может быть дополнен иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации, положениями;
4) на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф, который утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области регулирования тарифов.
Нормативная правовая база, которая должна урегулировать порядок реализации озвученных выше положений Жилищного кодекса, еще не создана. В настоящее время в стадии согласования находятся проекты постановлений Правительства РФ:
- «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами»,
- «Об утверждении порядка проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»,
- «Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и еще ряд основополагающих документов.
С момента их принятия Правительством Ростовской области должны быть оперативно разработаны и утверждены региональные документы, устанавливающие принципы взаимоотношений в данной отрасли на территории региона.
В течение 2016 года ожидается выпуск документов, утверждающих:
- порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Ростовской области;
- нормативы накопления твердых коммунальных отходов;
- предельные тарифы на деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также до конца текущего года должен быть определён региональный оператор (или операторы) по обращению с отходами, с которым все хозяйствующие субъекты и население обязаны будут заключить договоры.
В полном объеме новый порядок удаления отходов от жилищного фонда должен заработать не позднее 1 января 2017 года.