Острый бур специальной техники врезается в слой свежего асфальта, который на кануне постелили в центре Ростова-на-Дону на улице Соколова — так берут пробы для исследования материала на каждом этапе укладки дорожного полотна.
Первые выводы о качестве асфальта можно сделать уже невооруженным взглядом, но для более тщательного анализа пробы, по форме похожие на цилиндры, отправляют в испытательную лабораторию. Специалисты оценивают толщину слоёв покрытия, качество сцепления, плотность и ряд других параметров.
Один из этапов исследования больше похож на бытовое разогревание пищи, правда вместо нее образцы асфальта. Их нагревают до температуры в 150 градусов, чтобы добиться первоначального мягкого и сыпучего состояния. На расплавление асфальта уходит около получаса. Чтобы не терять времени, эксперты тестируют образцы на защиту от влаги.
Это, пожалуй, одна из самых главных проблем на Дону, особенно в зимнее время, когда температура резко меняется. Вода, попавшая в трещину, может легко разрушить полотно.
В лабораторных условиях также имитируют укладку асфальта. Полученные цилиндры в течение суток должны застыть, затем их сравнивают с образцами, вырезанными на дорогах. Так можно выяснить, была ли нарушена технология при укладки асфальта. С помощью такого контроля, эксперты обнаружили дефекты в слоях асфальтной смеси на улице Комарова. Подрядчику пришлось перестелить около 300 квадратных метров.
Такого масштабного ремонта по замене асфальта в Ростове не было последние 10 лет. В ходе федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» обновляют полотно на 83 улицах общей протяженностью более 100 километров, причем с опережением графика.
«Работаем круглые сутки. Например, на улице Орской, на Коммунистическом, 2-ой Краснодарской. Днём фрезеруют, ночью укладывают выравнивающие верхние слои», — комментирует начальник отдела автомобильных дорог Дирекции по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону Дмитрий Васильев.
На каждой улицы свои особенности — где-то необходимо заменить только верхний слой, где-то используют современный метод холодного ресайклинга. Специальная техника полностью перемалывает дорожную одежду, добавляет в нее необходимые материалы и тут же укладывает новое полотно. Все работы планируют закончить к началу сентября. Как обещают дорожники, новый асфальт прослужит в течение четырех лет.