Как работает скорая? И что нужно для того, чтобы она приезжала как можно быстрее? Об этом и многом другом в студии радио «Комсомольская правда» - Ростов» мы поговорили с заместителем главного врача ГБСМП Василием Фалиным.
О ЛОЖНЫХ ВЫЗОВАХ
- Не так давно в Ростове-на-Дону были «заминированы» торговые центры и две администрации. Как такие вызовы влияют на работу службы скорой помощи и во сколько обходятся?
- Дело не столько в деньгах, сколько в людях. Для горожан звонки о «терактах» - это сильнейший стресс. Для пожилых такое шокирующее известие может быть последней каплей, которая выведет здоровье из состояния равновесия и может спровоцировать инфаркт, инсульт или любое другое осложнение. Именно поэтому на такие звонки и направляется бригада, готовая к оказанию любой помощи пациентам, даже в случае самого неблагоприятного сценария.
- Сколько всего бригад скорой помощи в Ростове-на-Дону?
- В нашем городе работает 81 бригада. В среднем, в сутки приходится от 1 100 до 1 200 обращений в скорую помощь. И вот представьте ситуацию, когда десять машин, как в том случае, были выведены из обычной повседневной работы - оказание помощи ростовчанам. Они стояли на медобеспечении ЧП до выяснения всех обстоятельств.
О ВРАЧАХ И АВТОПАРКЕ
- Как обстоит ситуация с кадрами в скорой?
- Кадровая проблема - самая большая для службы скорой помощи в Ростове. Но, справедливости ради, хочу сказать, что это общероссийская проблема: врачей не хватает практически везде, укомплектованность фельдшерами тоже оставляет желать лучшего. Почему? Работа тяжелая, поэтому молодые неохотно идут в нашу профессию.
- А что насчет автопарка?
- С этим проблем нет. Так, в минувшем 2016 году автопарк пополнился 18-ю новыми автомобилями, а в этом - уже 15-ю, из которых шесть - реанимобили. Они будут участвовать в том числе в оказании помощи пациентам на ЧМ по футболу в 2018 году. Все машины были приобретены за счет областного и городского бюджетов. Они полностью укомплектованы необходимым оборудованием: это и аппараты ИВЛ, и дефибрилляторы, и электроотсасыватели, и кардиографы - все, что необходимо и предусмотрено действующим порядком оказания скорой медпомощи.
- Василий Владимирович, а что вообще может фельдшер скорой помощи?
- Это серьезно подготовленный специалист с учетом всех современных требований и критериев. Он умеет проводить и дефибрилляцию, и установку венозного катетера или интубацию трахеи с помощью ларингеальной маски - то есть сложные манипуляции, которые реально спасают жизнь человеку. Плюс фельдшер ставит диагноз, поэтому должен разбираться во всем многообразии патологий, с которыми может столкнуться служба скорой помощи. А значит, во всем.
В студии радио "Комсомольская правда-Ростов" побывал заместитель главного врача ГБСМП Василий Фалин.Фото: Ольга ГОПАЛО true_kpru
О ГРИППЕ И ОРВИ
- Впереди - сезон ОРВИ. Стоит ли вызывать скорую при каждом подъеме температуры?
- Служба скорой помощи создана для решения экстремальных задач. И потому небольшое повышение температуры и умеренные простудные явления не являются поводом для оказания экстренной медицинской помощи. Это - абсолютно точно повод для обращения к участковому врачу.
- Но почему-то все равно звонят в скорую...
- Люди боятся осложнений после гриппа. И очень часто вызывают скорую с вопросом: есть ли у меня грипп и какой он - свиной или птичий? И тут надо понимать, что по внешним признакам невозможно поставить диагноз. Грипп и его штамм определяется только в лаборатории. А врач или фельдшер ориентируется на общую тяжесть состояния и делает общие выводы. Поэтому, конечно, с такими звонками лучше к нам не обращаться - это пустая трата времени, надежд и усилий.
- Верно ли говорят, что болезнь легче предупредить, чем лечить?
- Совершенно точно. И я очень рекомендую всем пройти вакцинацию, потому что это поможет в значительной степени уберечь от тех форм гриппа, которые заканчиваются летальными исходами, - от пневмоний и других осложнений. Прививку нужно делать уже сейчас. Из общих рекомендаций - одеваться по погоде и не заниматься самолечением.
О НАПАДЕНИЯХ И КРИТИКЕ
- В последнее время все чаще появляется информация о нападении пациентов на медиков. Как защищены врачи скорой?
- В нашей стране обсуждалась защита медработников с помощью электрошокеров и газовых баллончиков. Но, насколько мне известно, это не нашло поддержки ни в одном регионе. И причина в том, что медики относятся к категории гуманных профессий, - тех, кто едет спасать, помогать и оказывать помощь. Поэтому мы защищены своими навыками общения. И это защита, которой мы пользуемся ежедневно, потому что, как правило, любой вызов скорой - это стресс и для окружающих, и для самого больного.
- Нередко родные пытаются обвинить врачей в смерти близкого человека. Почему так происходит? Всегда ли виноваты медики?
- Понимаете, это своеобразная психологическая защита. Дело в том, что когда любой человек сталкивается с таким стрессом, как смерть или болезнь близкого, то наше подсознание хочет найти виновного. И поэтому обвиняет тех, кто был в этот тяжелый момент рядом. И часто это, конечно, медработники. Надо понимать, что ответственность за состояние здоровья находится на самом пациенте, задача которого вести здоровый образ жизни, выполнять назначения врача и вовремя проходить диспансеризацию. Повторюсь: любая профилактика лучше, чем лечение, - вот это нужно понять. И у человека с такой жизненной позицией не будет необходимости искать виновных в том, что ему стало когда-то плохо.
О ТОМ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ УХОДИТ НА ВЫЗОВ
- Что затрудняет работу скорой? С какими проблемами сталкиваются медики?
- Основная - это вызовы, когда скорая не очень нужна и можно было бы обойтись визитом в поликлинику или вызовом врача на дом. Как правило, вызов с госпитализацией идет час-полтора, сюда входит дорога до пациента, осмотр и постановка диагноза, плюс транспортировка в ближайшую больницу. Поэтому, когда при имеющемся артрите у пациента в очередной раз воспалился сустав, хотелось бы, чтобы он обращался в поликлинику, а не на «03» . Иначе мы вынуждены с задержкой выполнять те вызовы, при которых наша помощь необходима.
- Как быстро должна приезжать скорая?
- В федеральном приказе Министерства здравоохранения все обращения делятся на две категории. К первой относятся те, где существует угроза жизни и здоровью пациента: потерял сознание, посинел, перестал дышать, произошло ДТП, падение с высоты, огнестрельное или ножевое ранение. На них время регламентировано - 20 минут с момента приема вызова. Все остальные - повышение температуры, боли в ноге или руке, проблемы с давлением и тому подобное - осуществляются уже после выполнения всех экстренных вызовов.
- Обидно, когда в ответ слышишь фразу типа «Вы обязаны», - сказал в завершение разговора Василий Фалин. - Мы стараемся. И мы в одной команде с жителями. Поэтому назвать точный адрес вызова, ориентиры, продиктовать диспетчеру контактный телефон без ошибок, встретить машину, если в частном секторе нет табличек с указанием улиц и домов, а также донести какое-то оборудование до пациента или помочь его транспортировать в машину - это нормально. Это по-человечески. И нам очень хотелось бы большего понимания в этом вопросе.
В минувшем 2016 году автопарк пополнился 18-ю новыми автомобилями, а в этом - уже 15-ю.Фото: Мария ЛЕНЦ true_kpru
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Свиной грипп в Ростове: один день с врачом скорой помощи
По дороге выясняю, что звонки со всего города стекаются в Центральную диспетчерскую службу. Диспетчер принимает вызов, а после - решение: какой бригаде его отдать. По нормативу скорая должна добраться до места за 15 -25 минут, поэтому больного «отдают» ближайшей карете. Но из-за лавины звонков, ездить сейчас приходиться по всему городу: Северный - Чкаловский - Турмалиновская. Если вдруг госпитализация, то можно и на Западный умчать в дежурную именно сегодня больницу. При этом диагноз врач должен поставить максимально точно: ошибиться нельзя. Иначе придется вести в другое медучреждение, скажем, в центр, или в третье - противоположный конец города. В общем, ответственность очень большая. (Подробности)
А В ЭТО ВРЕМЯ
В Ростове «скорую» вызывают как такси, для интима и чтобы не ездить в поликлинику
Оказалось, что наш народ нередко злоупотребляет вызовами «скорой помощи», не задумываясь о том, что кому-то в тот самый момент она может быть жизненно необходима.
- Таких примерно половина, - рассказывает врач. - И к пенсионерам ездим, чтоб давление померить: мол, в поликлинике талончик надо заранее брать, а тут - просто номер набрать. Или мамочки, которые даже при невысокой температуре у ребенка набирают «03» вместо того, чтобы вызвать участкового врача или самим добраться до поликлиники. И тогда «скорая» выступает в роли такси. (подробности)
А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ
В Ростове пациент избил женщину-врача, приехавшую на вызов
Действующее законодательство никак не защищает фельдшеров и сотрудников «Скорой»: наличие электрошокеров или газовых баллончиков не предусмотрено ни одним нормативным актом (подробности)