Первый день знакомства с донской столицей выдался очень насыщенным. Пока экскурсионный автобус со съёмочной группой и журналистами ехал по улицам, краевед Лариса ГОРДЕЕВА рассказывала об истории мест, проплывающих за окном.
— Мы подъезжаем к улице Большой Садовой. Названием своим она обязана городским садам, которые располагались позади, — доносилось из динамиков. — В середине ХIХ века это была северная окраина города. Сюда свозили мусор, сливали нечистоты, но когда городским головой стал Андрей Матвеевич Байков, всё изменилось. В 1865 году он проложил по ней водопровод; вначале появились керосиновые, затем электрические фонари. Улица была замощена булыжником, затем здесь прошла первая линия ростовского трамвая. И Большая Садовая стала одной из главных в городе. Здесь располагались основные административные здания и объекты культуры.
Центральный рынок
Центральный рынок — ещё один пункт на карте нашего кинопутешествия. Заявку на этот «код города» оставила Мария РЯЗАНЦЕВА. Правда, при объяснении мотивов, почему именно это место она считает знаковым, толкового ответа девушка так и не дала.
— Здесь чувствуется мистическая атмосфера нашего города. Тут много людей, много историй. Можно просто стоять и смотреть, как течёт жизнь. И в этот момент с вами тоже обязательно что-то будет происходить, — размышляла она.
О мистике Центрального рынка экскурсовод не говорила. Зато поведала историю возникновения Старого базара. Он появился во времена крепости святителя Димитрия Ростовского, в середине ХVIII века. По старой традиции рядом с базаром размещается храм — Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1860 году по проекту архитектора Константина Тона. Как утверждают некоторые источники, он является уменьшенной копией храма Христа Спасителя в Москве.
Афера в стиле Остапа Бендера
Кстати, именно с соседством собора и рынка связана история возникновения прозвища Ростов-папа. Оно закрепилось за Ростовом после ограбления на Старом базаре в 1932 году.
А дело было так. На дворе стояла пасмурная погода, тучи нависли над городом очень низко — они практически цеплялись за купола стоящей около торговых рядов колокольни. Вдруг раздался крик, дружно подхваченный со всех сторон: «Колокольня падает!» Расчёт мошенников был точен. Мельком глядя на колокольню, продавцы поддались визуальному обману и не стали разбираться, что там движется в небе: то ли тучи плывут, то ли колокольня медленно склоняется... В панике они бросили свои рабочие места, оставив товар без присмотра. А аферистам только и оставалось, что обойти ряды и собрать ценные вещи. В этот день жулики выручили такую большую сумму, что умудрились обойти своих «коллег» из Одессы, которые чуть ранее, ограбив банк, завоевали для своего города статус «мамы». С тех пор и повелось в народе: Ростов-папа, Одесса-мама.
«Подвал поэтов» и не только...
Следующим пунктом нашего путешествия стал переулок Газетный и знаменитый туалет в подвале дома № 46. Долгие годы он был единственным общественным туалетом в центре города. А прославился... своей культурной историей.
Около сотни лет назад здесь, в тесном подвальном помещении, располагалось кафе «Подвал поэтов». Заведение было богемным, имело небольшую сцену и собирало в своих стенах местных поэтов-ничевоков. В 1920 году в «Подвале поэтов» впервые в Ростове прочёл свои стихи Велимир Хлебников. Позднее в этом же помещении ростовский театр с названием «Театральная мастерская» поставил пьесу Велимира Хлебникова «Ошибка смерти».
До Второй мировой войны «Подвал поэтов» являлся культурным заведением, где можно было посмотреть современные театральные постановки и выступления известных личностей, но после захвата города фашистами это место было превращено в притон, где военный люд распивал пиво и предавался утехам. Поэтому никого не расстроило то, что после Победы в этом подвале был организован общественный туалет.
В 1945 году в Ростов с визитом приехала Клементина Черчилль, на тот момент президент «Фонда Красного Креста помощи России». Она выступала от имени наших союзников, подарила городу автомобили скорой помощи и заглянула в туалет на Газетном. А затем выразила свой восторг: среди послевоенной разрухи и почти полного отсутствия уцелевших зданий туалет был чист и опрятен.
Но всё меняется... С течением лет Ростов-на-Дону отстроили, он снова стал красивейшим городом, а некогда популярный подвал, бывший до войны жемчужиной культурной жизни, постепенно приходил в упадок.
В период перестройки у заведения на Газетном началась новая жизнь. Его превратили в первый кооперативный туалет города, сделали ремонт и даже дали звучное имя «Прогресс».
Алексей ЗАХАРЧЕНКО (на фото), автор идеи кино о туалете на Газетном:
— Я не хотел бы, чтобы в моём фильме Ростов был показан как центр ресторанов и модных заведений. Это всё уходящее. История строится на другом, на знаковых местах. И одно из них — туалет на Газетном, — рассказал он.
Примечательно, что местная братия театралов, поэтов и артистов долго хранила память о культурном прошлом нынешнего туалета на Газетном. Здесь периодически проводились радикальные акции. К примеру, в 1988 году товарищество «Искусство или смерть» во главе с руководителем Авдеем Тер-Оганьяном провело выставку «Провинциальный авангард». Мужское и женское отделения туалета были названы «Голубым» и «Розовым» залами соответственно. Но необычную выставку закрыли со скандалом.
Теперь же двери туалета на Газетном, 46, наглухо закрыты, и что ждёт это удивительное место дальше, покажет время...
(Продолжение читайте в следующем номере.)
Фото Василия Редько