Рок стал более нишевый, а стихоплетство — популярным

Михаил Добринский и Денис Третьяков, коллаж Марины Мардарь
Фото: www.donnews.ru

Музыканты Ростова поделились мнением о современной местной музыке

О том, что сейчас происходит в музыкальной сфере Ростова, какие музыканты выходят на первый план и почему в последнее время так популярны рэп-баттлы, журналист узнал у двух самых известных ростовских музыкантов — лидеров группы «Церковь детства» Дениса Третьякова и «Фрези Грант» Михаила Добринского.

Стоит заметим, что «Фрези Грант» на днях будет отмечать 20-летие коллектива, а «Церковь детства» официально существует 14 лет. Если музыка первых более весёлая, позитивная и оптимистичная, то песни «Церкви», наоборот, циничны и трагичны.

— Чувствуете ли вы себя ветеранами сцены? Молодёжь наступает вам на пятки?

Михаил: 20 лет — вообще как-будто не про нас. Мы уже лет 15 назад должны были или стать суперзвездами или разбежаться. А тут…Нет, молодёжь нам не страшна. Она ни на что нам не наступает — просто перешагивает, не замечая.

Денис: Я тоже не чувствую себя ветераном. Мы постоянное ездим, выступаем. Только что я вернулся с концертов в Севастополе и Петербурге. Публика тепло принимала.

— Изменилась ли за эти годы ваша аудитория?

Денис: Аудитория любой группы обновляется примерно каждые четыре года. Я пою со сцены с конца 90-х и моя публика полностью обновлялась уже не менее пяти раз. В этом нет ничего страшного.

Михаил: Смотрите, если я сейчас начну умничать про аудиторию, например, что она повзрослела, и уже дети бывших студенток ходят к нам на концерты — это будет не совсем правда. А правда в том, что у нас нет аудитории. Есть пара десятков человек, которые почему то до сих пор не разочаровались в нашей музыке, и ходят на редкие концерты «Фрези Грант».

— Изменились ли вообще атмосфера в музыкальной среде Ростова за последние 20 лет?

Михаил: А сейчас есть в Ростове музыкальная среда? Я, наверное, отстал. Раньше, если говорить о 90-х и про рокеров, была тусовка на базе двух клубов — Дуньки и Лилы. Потом ещё появилась Подземка. Многие объединялись за счёт Лиманчика. Был свой дух, которого сегодня уже нет. Сейчас нет того единого начала, что было 15-20 лет назад.

Денис: Безусловно, изменилась. Ростов очень музыкальный город. Во времена моей юности, в конце 80-х, начале 90-х тут блистали «Там! Нет! Ничего!» Валерия Посиделова, «Пекин Роу Роу» Сергея Тимофеева, «Абонент 09» Владимира Овечкина, «12 вольт» Дмитрия Катханова, «Матросская Тишина» Германа Дижечко, «Театр Менестрелей» Алексея Золотухина, «Элен» и «Спутник Восток» Олега Межеровского, моя любимая русская группа «Зазеркалье» Олега Гапонова. Потом Гапонов и Иван Трофимов создали «Че Денс», которые буквально ворвались новым революционным искусством 90-х, а параллельно с ними «ППК» Пименова и Полякова — первый успешный проект современной российской музыки, который прогремел на Западе.

В начале века в Ростове уже гремели «Антимузыка» Кости Пудло, «МортАрт» Саши Селиванова, Sol Solaris, «Фигура», «Абвиотура», «Астероид Б-612», «Младший Живой», «Смилла», «Убик» и многие другие. Все они были реально очень крутые ребята. В новое время появились «Моторама» и они сейчас супер-звезды. Вот, забавный случай. В 2013 году я поехал с концертами в тур по Европе. После Берлина, Нюрнберга, Парижа и других крупных городов, меня пригласили в маленький средневековый городок Нанси — столицу французской Лотарингии. Глухая провинция. И там на двери клуба, где я должен выступать, висит афиша предыдущего концерта — ростовская «Моторама». Они добрались туда раньше меня! Я очень веселился.

Сейчас в Ростове просто очень много хорошей музыки. Нам всем, друзья меломаны, очень повезло. Прежде всего и безусловно — это Aerofall. Они сейчас в Ростове номер один — одна из главных шугейз-групп в Европе, ещё «Ушу», X-Brothers братьев Хевелевых, ансамбли «417.3», «Футбол», «Вальс», LVPRK, «Ночь, Туристы, НЛО». Молодое трио The Bombones — просто офигенное, я их фанат! Очень хороший диск в этом году вышел у группы «Утро».

— Молодые музыканты Ростова к чему больше тяготеют? Вы с ними сотрудничаете?

Михаил: Не знаю у чему они тяготеют, но мы тут во время записи столкнулись с сессионными музыкантами и поняли, что в Ростове есть профи мирового уровня.

— По вашему мнению, стали ли местные музыканты свободнее в самовыражении?

Михаил: Думаю, сегодня вообще нет проблем со свободой самовыражения. Опять же в пример — рэп-батлы.

— Они, кстати, в последнее время стали очень. Почему, как вы считаете?

Михаил: Потому что популярно стихоплётство. Круто зарифмовать десятки слов в некий смысл и этим «опустить» оппонента.

— А вообще почему хип-хоп стал сейчас главной музыкой?

Михаил: Потому что рок — это музыка романтиков, а хип-хоп — это декларация прагматиков. Романтиков не стало. Почти.

Денис: Я не согласен с этим тезисом. Рок-музыка в России сейчас жив как никогда, просто эта музыка стала более нишевой, субкультурной. Хип-хоп гораздо популярнее, чем рок-музыка, но самые интересные и самобытные процессы сейчас идут на стыке разных жанров.

Много интересных интернет-авторов. Монеточка, например. Тут нужно заметить, что некоторые современные звезды хип-хопа ссылаются на наш рок-андеграунд. Гнойный, например, он же Слава КПСС, несколько раз упоминал нашу «Церковь Детства» в своих текстах. За что ему наше южное спасибо!Хороший злой автор.

— Вы вспомнили Славу КПСС. А как вам творчество популярных сегодня у молодёжи Pharaonа, Оксимирона, Хаски и т. д.?

Михаил: Я смотрел только батлы с Оксимироном. Это очень круто и очень страшно для меня. Сразу чувствую себя дедушкой Костей, который, царствие ему небесное, показывал на Леонтьева в телевизоре и говорил: «Ну что за лохматая и крашеная обезьяна!».

Денис: Окси более сопливый, но более поэтичный, ранимый, чем Слава КПСС. Фараон — подростковая попса, но очень крутая. Все они просто суперские ребята. Дай Крот им больших успехов и звонких лавэ!

— К современной российской эстраде как относитесь? На экране телевизора же одни и те же заезженные лица.

Михаил: Да нормально! Там же мафия — кланы свои. А мафия, как мы знаем, бессмертна. Агутина уважаю, кстати — был на двух его концертах.

— Что сами слушаете?

Михаил: Я мелодист и люблю всё, что звучит гармонично. А это очень разная музыка. Это могут быть английские рокеры Muse и бард Александр Дольский, диско-фанкеры Jemiroquai и гениальный Алексей Рыбников, мощнейшие Red Hot Chilli Peppers и… да, да. Вячеслав Малежик.

Денис: Я много слушаю всего. От академической музыки до импровизационной. Это очень длинный разговор. Очень люблю, например, американских композиторов ХХ века: Айвза, Кейджа, Фельдмана, Нанкорроу, Картера, Бэббита и других. Рок музыки тоже слушаю много, особенно европейской. Поп-музыку не люблю, хотя от нее, конечно, никуда не деться.

— Работа вас обоих так или иначе связана со СМИ. Является ли творчество отражением этой работы? Насколько она помогает писать песни и музыку? Или, наоборот?

Михаил: У меня есть всего одна песня, которую отчасти можно связать с профессиональной деятельностью. Она называется «Телевизор». Там такой припев: «Телевизор, телевизор, ты источник всех сюрпризов, мировой ты самый кризис — хуже точно нет. Отпусти наш мозг и уши, сон навек с тобой нарушен. SOS! Спасите наши души! Отключите свет!». Больше СМИ меня не взволновали, как поэта. Хотя я себя поэтом не считаю. Сочинителем. Или выдумщиком.

— Сейчас очень модно к чему-либо призывать. Есть ли в ваших песнях призывы?

Михаил: Да, есть. «Не закрывать в страхе глаза. Слово держать, если сказал. Тех, кто ушёл — помнить и ждать. Тех, кто предАл — не предавать».

— Были ли у вас за последнее время какие-то коммерческие предложения, которые вы отклоняли?

Михаил: Нет, но мы очень хотим отклонить хоть одно коммерческое предложение.

Денис: Раньше мы регулярно отклоняли разного рода предложения, сейчас отклонять уже нечего. Нет, мы славой не обременены. Мы с приятелями предпочитаем жить вне зоны шоу-биза, в так называемом «андеграунде», в котором деньги важны только как средство. Деньги добываются чаще не музыкой, а совсем наоборот.

— Кем вы видите себе ещё через 15-20 лет? Вы будете и дальше заниматься музыкой?

Михаил: Поседевшим еще более сутулым дедом. Буду нянчиться с внуками, пить таблетки от давления и редко сочинять музыку для спектаклей самодеятельных театров.

— Не возникает иногда желания всё бросить к «чертовой матери» и начать что-то совершенно новое?

Михаил: Есть. Этим мы и занимаемся. Пишем у Александра Полякова (ППК) на студии IRecord наши старые песни в совсем новых аранжировках, с новым звучанием. Мы уходим в фанк. И снимаем клип, который скоро презентуем. Хотя, если вопрос был про кардинальную смену занятия, то лично я мечтаю о путешествиях под парусом.

— Денис, а вы чем заняты сейчас и ваша «Церковь детства»?

Вот прямо сейчас я занят написанием песен к спектаклю «Ханана» ростовского «Театра 18+». Церковь Детства принимала участие в самом первом спектакле этого театра — мюзикле о Ростове «Папа» режиссера Юрия Муравицкого. Мы, можно сказать, стояли у истоков.

Ещё буквально на днях, в ноябре, вышел новый студийный альбом Церкви Детства «Страна Приливов». Диск вышел на московском лейбле «Выргород». И последнее событие в этом году — 1 декабря у меня выходит совместная пластинка с российской дарк-фолковой группой Majdanek Waltz. Это будет наш первый совместный релиз, и первый релиз, выпущенный в России на русские переводы стихов английского мага и поэта Алистера Кроули. 1 декабря 2017 года исполняется 70 лет со дня его смерти. Мы, похоже, стали единственными в стране музыкантами, решившими отметить эту дату. Диск выходит на питерском лейбле «КультФРОНТ». Его презентация состоится в Ростове в «Макаронке», в субботу, 2 декабря. «Церковь Детства» и Majdanek Waltz, приглашаем! А 10 декабря мы представим этот диск на концерте в Москве.

— Если бы у вас была возможность переместиться куда вы хотите, где бы вы хотели дать концерт прямо сейчас?

Михаил: На остров Кергелен в Индийском океане. У нас об этой моей детской мечте есть песня.

— Какие бы советы вы бы дали начинающим музыкантам? Какие могут быть подводные камни в этой сфере?

Михаил: Первый совет — реально оцените то, что вы называете своим творчеством. Не бойтесь услышать сто раз «это фигня!». А второй совет — если вы определились, что у вас всё-таки талант и вас не убедили сто раз сказанные «это фигня!», найдите миллион рублей, чтобы записать хороший альбом и снять клип с минимальной его раскруткой. Если дело и дальше не пойдёт — не поступайте как группа «Фрези Грант». Занимайтесь чем-нибудь другим, более полезным.

— Что важнее: делать музыку, которая нравится самому, или которая понравится всем?

Михаил: Мы долго играли музыку, которая нравилась только нам. Но в итоге пришли к тому, что в первоначальном виде никто слушать это не будет. Поэтому занялись переосмыслением прошлого материала и аранжировками. В вообще, в жизни надо заниматься любимым делом. Даже если это дело — хобби.

Денис: Алистер Кроули сказал как-то: «Делай, что хочешь! Вот и весь закон». Я полностью согласен со стариком. Делать нужно только то, что велит вам сердце. Все остальное просто мусор, на который не стоит тратить драгоценное время.

Наталья Гусаченко
 
По теме
Раньше он предлагал отказаться от изучения в школах «Архипелага ГУЛАГ» В Госдуму внесён законопроект , регулирующий доступ к книгам иноагентов в библиотеках.
В Ростове арестовали сектантов, поклонявшихся солнцу и вербовавших военных - Bloknot-Rostov.Ru Тысячи людей съезжаются в Казахстан в поисках лечения Фото: антисекта.рф ; В Ростове Ленинский районный суд арестовал на 2 месяца лидера и трех участников ячейки запрещенной в России экстремистской организации «Алля-Аят».
Bloknot-Rostov.Ru
Отвага и мудрость таланта - Библиотека им. Ф.П. Крюкова К 100-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева 15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя, признанного классика отечественной литературы и основателя жанра лейтенантской прозы Юрия Бондарева .
Библиотека им. Ф.П. Крюкова
Пальмира.jpg - Военно-исторический музей «Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
Военно-исторический музей