Музыканты Ростова поделились мнением о современной местной музыке
О том, что сейчас происходит в музыкальной сфере Ростова, какие музыканты выходят на первый план и почему в последнее время так популярны рэп-баттлы, журналист узнал у двух самых известных ростовских музыкантов — лидеров группы «Церковь детства» Дениса Третьякова и «Фрези Грант» Михаила Добринского.
Стоит заметим, что «Фрези Грант» на днях будет отмечать 20-летие коллектива, а «Церковь детства» официально существует 14 лет. Если музыка первых более весёлая, позитивная и оптимистичная, то песни «Церкви», наоборот, циничны и трагичны.
— Чувствуете ли вы себя ветеранами сцены? Молодёжь наступает вам на пятки?
Михаил: 20 лет — вообще как-будто не про нас. Мы уже лет 15 назад должны были или стать суперзвездами или разбежаться. А тут…Нет, молодёжь нам не страшна. Она ни на что нам не наступает — просто перешагивает, не замечая.
Денис: Я тоже не чувствую себя ветераном. Мы постоянное ездим, выступаем. Только что я вернулся с концертов в Севастополе и Петербурге. Публика тепло принимала.
— Изменилась ли за эти годы ваша аудитория?
Денис: Аудитория любой группы обновляется примерно каждые четыре года. Я пою со сцены с конца 90-х и моя публика полностью обновлялась уже не менее пяти раз. В этом нет ничего страшного.
Михаил: Смотрите, если я сейчас начну умничать про аудиторию, например, что она повзрослела, и уже дети бывших студенток ходят к нам на концерты — это будет не совсем правда. А правда в том, что у нас нет аудитории. Есть пара десятков человек, которые почему то до сих пор не разочаровались в нашей музыке, и ходят на редкие концерты «Фрези Грант».
— Изменились ли вообще атмосфера в музыкальной среде Ростова за последние 20 лет?
Михаил: А сейчас есть в Ростове музыкальная среда? Я, наверное, отстал. Раньше, если говорить о 90-х и про рокеров, была тусовка на базе двух клубов — Дуньки и Лилы. Потом ещё появилась Подземка. Многие объединялись за счёт Лиманчика. Был свой дух, которого сегодня уже нет. Сейчас нет того единого начала, что было 15-20 лет назад.
Денис: Безусловно, изменилась. Ростов очень музыкальный город. Во времена моей юности, в конце 80-х, начале 90-х тут блистали «Там! Нет! Ничего!» Валерия Посиделова, «Пекин Роу Роу» Сергея Тимофеева, «Абонент 09» Владимира Овечкина, «12 вольт» Дмитрия Катханова, «Матросская Тишина» Германа Дижечко, «Театр Менестрелей» Алексея Золотухина, «Элен» и «Спутник Восток» Олега Межеровского, моя любимая русская группа «Зазеркалье» Олега Гапонова. Потом Гапонов и Иван Трофимов создали «Че Денс», которые буквально ворвались новым революционным искусством 90-х, а параллельно с ними «ППК» Пименова и Полякова — первый успешный проект современной российской музыки, который прогремел на Западе.
В начале века в Ростове уже гремели «Антимузыка» Кости Пудло, «МортАрт» Саши Селиванова, Sol Solaris, «Фигура», «Абвиотура», «Астероид Б-612», «Младший Живой», «Смилла», «Убик» и многие другие. Все они были реально очень крутые ребята. В новое время появились «Моторама» и они сейчас супер-звезды. Вот, забавный случай. В 2013 году я поехал с концертами в тур по Европе. После Берлина, Нюрнберга, Парижа и других крупных городов, меня пригласили в маленький средневековый городок Нанси — столицу французской Лотарингии. Глухая провинция. И там на двери клуба, где я должен выступать, висит афиша предыдущего концерта — ростовская «Моторама». Они добрались туда раньше меня! Я очень веселился.
Сейчас в Ростове просто очень много хорошей музыки. Нам всем, друзья меломаны, очень повезло. Прежде всего и безусловно — это Aerofall. Они сейчас в Ростове номер один — одна из главных шугейз-групп в Европе, ещё «Ушу», X-Brothers братьев Хевелевых, ансамбли «417.3», «Футбол», «Вальс», LVPRK, «Ночь, Туристы, НЛО». Молодое трио The Bombones — просто офигенное, я их фанат! Очень хороший диск в этом году вышел у группы «Утро».
— Молодые музыканты Ростова к чему больше тяготеют? Вы с ними сотрудничаете?
Михаил: Не знаю у чему они тяготеют, но мы тут во время записи столкнулись с сессионными музыкантами и поняли, что в Ростове есть профи мирового уровня.
— По вашему мнению, стали ли местные музыканты свободнее в самовыражении?
Михаил: Думаю, сегодня вообще нет проблем со свободой самовыражения. Опять же в пример — рэп-батлы.
— Они, кстати, в последнее время стали очень. Почему, как вы считаете?
Михаил: Потому что популярно стихоплётство. Круто зарифмовать десятки слов в некий смысл и этим «опустить» оппонента.
— А вообще почему хип-хоп стал сейчас главной музыкой?
Михаил: Потому что рок — это музыка романтиков, а хип-хоп — это декларация прагматиков. Романтиков не стало. Почти.
Денис: Я не согласен с этим тезисом. Рок-музыка в России сейчас жив как никогда, просто эта музыка стала более нишевой, субкультурной. Хип-хоп гораздо популярнее, чем рок-музыка, но самые интересные и самобытные процессы сейчас идут на стыке разных жанров.
Много интересных интернет-авторов. Монеточка, например. Тут нужно заметить, что некоторые современные звезды хип-хопа ссылаются на наш рок-андеграунд. Гнойный, например, он же Слава КПСС, несколько раз упоминал нашу «Церковь Детства» в своих текстах. За что ему наше южное спасибо!Хороший злой автор.
— Вы вспомнили Славу КПСС. А как вам творчество популярных сегодня у молодёжи Pharaonа, Оксимирона, Хаски и т. д.?
Михаил: Я смотрел только батлы с Оксимироном. Это очень круто и очень страшно для меня. Сразу чувствую себя дедушкой Костей, который, царствие ему небесное, показывал на Леонтьева в телевизоре и говорил: «Ну что за лохматая и крашеная обезьяна!».
Денис: Окси более сопливый, но более поэтичный, ранимый, чем Слава КПСС. Фараон — подростковая попса, но очень крутая. Все они просто суперские ребята. Дай Крот им больших успехов и звонких лавэ!
— К современной российской эстраде как относитесь? На экране телевизора же одни и те же заезженные лица.
Михаил: Да нормально! Там же мафия — кланы свои. А мафия, как мы знаем, бессмертна. Агутина уважаю, кстати — был на двух его концертах.
— Что сами слушаете?
Михаил: Я мелодист и люблю всё, что звучит гармонично. А это очень разная музыка. Это могут быть английские рокеры Muse и бард Александр Дольский, диско-фанкеры Jemiroquai и гениальный Алексей Рыбников, мощнейшие Red Hot Chilli Peppers и… да, да. Вячеслав Малежик.
Денис: Я много слушаю всего. От академической музыки до импровизационной. Это очень длинный разговор. Очень люблю, например, американских композиторов ХХ века: Айвза, Кейджа, Фельдмана, Нанкорроу, Картера, Бэббита и других. Рок музыки тоже слушаю много, особенно европейской. Поп-музыку не люблю, хотя от нее, конечно, никуда не деться.
— Работа вас обоих так или иначе связана со СМИ. Является ли творчество отражением этой работы? Насколько она помогает писать песни и музыку? Или, наоборот?
Михаил: У меня есть всего одна песня, которую отчасти можно связать с профессиональной деятельностью. Она называется «Телевизор». Там такой припев: «Телевизор, телевизор, ты источник всех сюрпризов, мировой ты самый кризис — хуже точно нет. Отпусти наш мозг и уши, сон навек с тобой нарушен. SOS! Спасите наши души! Отключите свет!». Больше СМИ меня не взволновали, как поэта. Хотя я себя поэтом не считаю. Сочинителем. Или выдумщиком.
— Сейчас очень модно к чему-либо призывать. Есть ли в ваших песнях призывы?
Михаил: Да, есть. «Не закрывать в страхе глаза. Слово держать, если сказал. Тех, кто ушёл — помнить и ждать. Тех, кто предАл — не предавать».
— Были ли у вас за последнее время какие-то коммерческие предложения, которые вы отклоняли?
Михаил: Нет, но мы очень хотим отклонить хоть одно коммерческое предложение.
Денис: Раньше мы регулярно отклоняли разного рода предложения, сейчас отклонять уже нечего. Нет, мы славой не обременены. Мы с приятелями предпочитаем жить вне зоны шоу-биза, в так называемом «андеграунде», в котором деньги важны только как средство. Деньги добываются чаще не музыкой, а совсем наоборот.
— Кем вы видите себе ещё через 15-20 лет? Вы будете и дальше заниматься музыкой?
Михаил: Поседевшим еще более сутулым дедом. Буду нянчиться с внуками, пить таблетки от давления и редко сочинять музыку для спектаклей самодеятельных театров.
— Не возникает иногда желания всё бросить к «чертовой матери» и начать что-то совершенно новое?
Михаил: Есть. Этим мы и занимаемся. Пишем у Александра Полякова (ППК) на студии IRecord наши старые песни в совсем новых аранжировках, с новым звучанием. Мы уходим в фанк. И снимаем клип, который скоро презентуем. Хотя, если вопрос был про кардинальную смену занятия, то лично я мечтаю о путешествиях под парусом.
— Денис, а вы чем заняты сейчас и ваша «Церковь детства»?
Вот прямо сейчас я занят написанием песен к спектаклю «Ханана» ростовского «Театра 18+». Церковь Детства принимала участие в самом первом спектакле этого театра — мюзикле о Ростове «Папа» режиссера Юрия Муравицкого. Мы, можно сказать, стояли у истоков.
Ещё буквально на днях, в ноябре, вышел новый студийный альбом Церкви Детства «Страна Приливов». Диск вышел на московском лейбле «Выргород». И последнее событие в этом году — 1 декабря у меня выходит совместная пластинка с российской дарк-фолковой группой Majdanek Waltz. Это будет наш первый совместный релиз, и первый релиз, выпущенный в России на русские переводы стихов английского мага и поэта Алистера Кроули. 1 декабря 2017 года исполняется 70 лет со дня его смерти. Мы, похоже, стали единственными в стране музыкантами, решившими отметить эту дату. Диск выходит на питерском лейбле «КультФРОНТ». Его презентация состоится в Ростове в «Макаронке», в субботу, 2 декабря. «Церковь Детства» и Majdanek Waltz, приглашаем! А 10 декабря мы представим этот диск на концерте в Москве.
— Если бы у вас была возможность переместиться куда вы хотите, где бы вы хотели дать концерт прямо сейчас?
Михаил: На остров Кергелен в Индийском океане. У нас об этой моей детской мечте есть песня.
— Какие бы советы вы бы дали начинающим музыкантам? Какие могут быть подводные камни в этой сфере?
Михаил: Первый совет — реально оцените то, что вы называете своим творчеством. Не бойтесь услышать сто раз «это фигня!». А второй совет — если вы определились, что у вас всё-таки талант и вас не убедили сто раз сказанные «это фигня!», найдите миллион рублей, чтобы записать хороший альбом и снять клип с минимальной его раскруткой. Если дело и дальше не пойдёт — не поступайте как группа «Фрези Грант». Занимайтесь чем-нибудь другим, более полезным.
— Что важнее: делать музыку, которая нравится самому, или которая понравится всем?
Михаил: Мы долго играли музыку, которая нравилась только нам. Но в итоге пришли к тому, что в первоначальном виде никто слушать это не будет. Поэтому занялись переосмыслением прошлого материала и аранжировками. В вообще, в жизни надо заниматься любимым делом. Даже если это дело — хобби.
Денис: Алистер Кроули сказал как-то: «Делай, что хочешь! Вот и весь закон». Я полностью согласен со стариком. Делать нужно только то, что велит вам сердце. Все остальное просто мусор, на который не стоит тратить драгоценное время.
Наталья Гусаченко