Жить в современном мире и не знать свои права – нонсенс. Особенно права потребителя, потому что все мы ежедневно покупаем различные товары и пользуемся услугами. То, какого качества эти товары и услуги, небезразлично каждому. Созданы и особые государственные структуры для защиты интересов потребителей. На уровне региона и муниципалитетов делается многое для того, чтобы права потребителей соблюдались.
Фото: Юлия ЛАНДЫШ
Так, в пятницу, 27 апреля, в Ростове-на-Дону прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации». Организована она Департаментом экономики города Ростова-на-Дону совместно с Правительством Ростовской области и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, и проводится второй год подряд в стенах академии.
Фото: Юлия ЛАНДЫШ
На конференцию традиционно собираются муниципальные служащие – специалисты по защите прав потребителей города Ростова-на-Дону и Ростовской области, представители судебного сообщества, общественных правозащитных организаций, преподаватели и студенты. Их задача - сделать потребительский мир надежнее и безопаснее. С этой целью эксперты сообща вырабатывают те предложения, которые могут лечь в основу законодательной инициативы.
Директор Департамента экономики г. Ростова-на-Дону Светлана КамбуловаФото: Юлия ЛАНДЫШ
- На территории Ростовской области и в частности в Ростове-на-Дону большое внимание уделяется защите прав потребителей, - отметила в приветственном слове директор Департамента экономики г. Ростова-на-Дону Светлана Камбулова. - За последний год нами были проведены ряд конференций, семинаров, викторин для школьников и студентов. И количество участников с каждым годом растет.
Фото: Юлия ЛАНДЫШ
Специалистами Администрации города Ростова-на-Дону и администраций городских районов за прошлый год дано более 47 тысяч консультаций. А значит, ежедневно на горячую линию обращаются более 128 человек. Кроме того, за прошлый год рассмотрено более 14,5 тысяч письменных обращений. Немаловажно, что значительное количество всех обращений – около 88% - решается в досудебном порядке. По итогам прошлого года «неполученные потери» потребителей составили более 2 миллионов рублей - это те деньги, которые людям сэкономили правозащитники.
Фото: Юлия ЛАНДЫШ
В помощь потребителям работает сайт Департамента экономики города Ростова-на-Дону zpp.rostov-gorod.ru, на котором можно ознакомится с графиком работы «мобильной приемной», а также с новостной лентой, с образцами претензий и исковых заявлений, узнать о проводимых Департаментом экономики города Ростова-на-Дону мероприятиях по вопросам защиты прав потребителей, расписании семинаров и тренингов для потребителей и хозяйствующих субъектов, викторинах и олимпиадах для школьников. Пользователям сайта предоставлена возможность воспользоваться модулем для составления претензий к хозяйствующим субъектам, позволяющем потребителю самостоятельно и быстро составить документ.
Фото: Юлия ЛАНДЫШ
Так что значимость этой работы огромная. Но сам факт большого количества обращений говорит о том, что законодательство требует корректив. Об этом на конференции говорил и столичный гость - представитель Московского государственного университета. С докладом на тему «Закону о защите прав потребителей 27 лет: история принятия и практика применения» выступил Андрей Шерстобитов, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права МГУ. Именно он в свое время возглавлял рабочую группу по созданию закона, который стоит на страже наших интересов уже долгие годы.
В Законе о защите прав потребителей, принятом 7 февраля 1992 года, были предложены новые механизмы, призванные сбалансировать интересы производителей, продавцов и потребителей. В частности, он впервые установил, что разногласия решаются не министерствами и ведомствами, как это было принято ранее, а в установленном законом порядке. Кроме того, ряд функций был возложен на общественные организации, а также была допущена возможность возмещения морального вреда за нарушение имущественных прав. С тех пор в закон неоднократно вносились различные изменения, но стремительно меняющиеся реалии нынешнего дня требуют постоянной корректировки.
Список актуальных проблем озвучила на конференции заместитель директора департамента потребительского рынка Ростовской области Татьяна Савицкая. В сентябре 2017 года была утверждена стратегия развития в области защиты прав потребителей до 2030 года, где особое внимание уделено таким важным сферам, как качество продуктов питания, фармацевтических товаров, медицинских, коммунальных и туристических услуг - эти сферы потребительского рынка вызывают наибольшее количество вопросов и нареканий. А также особое внимание сейчас обращено на деятельность крупных торгово-развлекательных центров после техногенной катастрофы, которая произошла в Кемерово.
Кроме того, Всемирный день защиты прав потребителей в этом году проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Сегодня вопросы онлайн-покупок актуальны для многих из нас, поэтому областным департаментом разработаны специальные пошаговые инструкции о том, как защитить свои интересы и персональные данные при взаимодействии с интернет-магазинами. Эта информация размещена на специализированном сайте zppdon.ru . Также на территории Ростовской области открыты общественные приемные, которые работают в режиме консультационных центров. В частности, в Каменск-Шахтинске, Волгодонске, Батайске, Новочеркасске и Зернограде. За помощью можно обратиться на сайт или по телефону горячей линии. Так что, если есть проблема, специалисты обязательно помогут ее решить!