Полёт на воздушном шаре «Ростов-на-Дону» стал одним из первых в истории воздухоплавания в России

Полёт на воздушном шаре «Ростов-на-Дону» стал одним из первых в истории воздухоплавания в России
Фото: www.rostof.ru
Одно из первых в России путешествий на воздушном шаре было совершено в августе 1879 года (138 лет назад) над Ростовом. Его провёл воздухоплаватель-самоучка, выходец из семьи крепостных крестьян Тамбовской губернии Михаил Тихонович Лаврентьев, соорудивший вместе с ростовчанами — братьями Бес соновыми — аэростат «Ростов-на-Дону».
Аэростат с петухом, уткой и бараном

Оторваться от земли и летать, подобно птицам, было давней мечтой человека. Но реально осуществить полёт стало возможным только в XVIII веке. Как это можно осуществить, подсказала обычная печная труба: газ из неё, будучи легче воздуха, поднимается вверх, а значит, он может поднять и наполненную собой оболочку. Так родилась идея воздушного шара или аэростата — летательного аппарата, использующего аэростатическую подъёмную силу.

Первопроходцами воздухоплавания в Европе считаются французы Пилатр де Розье и Арланд, которые в ноябре 1783 года выполнили первый 25-минутный полёт на воздушном шаре, преодолев расстояние 8 км. Но, прежде чем самим подняться в воздух, они успешно испытали аппарат, запустив его с подвешенными в клетке петухом, уткой и бараном.


Из числа первопроходцев

О том, как зарождалось воздухоплавание в нашей стране, можно узнать из сборника документов и материалов «Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.», что был издан в 1956 году.

Что важно для нас — в этой книге упоминается Ростов-на-Дону как город, где в 1879 году был совершён один из первых в России полётов на воздушном шаре. Причём сам воздушный шар с именем «Ростов-на-Дону» впоследствии совершил несколько полётов в районе Таганрога и Одессы.

А всё благодаря простому крестьянскому мужику из Тамбова, воздухоплавателю-самоучке Михаилу Лаврентьеву, которого судьба случайно забросила в Ростов и свела с местными помещиками — братьями Бессоновыми.

К сожалению, никаких сведений о братьях Бессоновых из Ростова мне найти не удалось. Узнал только, что один из них, поручик русской службы, стал компаньоном Лаврентьева и совершал с ним совместные полёты на воздушном шаре «Ростов-на-Дону». Из этого делаю вывод, что мы вообще ничего бы не знали о братьях Бессоновых, не поддержи они в трудную минуту одержимого небом скитальца Михаила Лаврентьева.

Но обо всём по порядку. Прежде чем совершить полёт над ростовским небом, Михаил уже имел опыт обращения с воздушным шаром. Были у него периоды и взлётов, и потерь.


Мужик, парящий над землёй

Сведения о яркой и сложной жизни воздухоплавателя-самоучки Михаила Лаврентьева (1834-1907 гг.) мне удалось найти в опубликованном в одной из советских газет рассказе Евгения Бурче, члена Советского национального объединения историков естествознания и техники при Академии наук СССР.

Как повествует автор, в детстве и юности крепостному Михаилу Лаврентьеву довелось познать тягости «чёрной» работы на господском дворе. С восьми лет он служил у помещика и лакеем, и кузнецом. Убирая барскую библиотеку, юноша сам научился читать, писать и рисовать. В те годы впервые узнал о попытках человека оторваться от земли.

Вскоре помещица обменяла юношу на приглянувшуюся собаку заезжего гостя, и Михаил оказался в Сибири. Там он женился на девушке Степаниде, сосланной туда за участие в крестьянском бунте.

Когда барин попытался использовать крепостную Степаниду для собственных утех, Михаил жестоко избил насильника. В наказание закованную в кандалы молодую чету отправили в харьковскую тюрьму, по месту прежнего жительства Степаниды.

После отмены крепостного права в 1861 году узников освободили.

Вдохнув воздух свободы, Михаил приступил к осуществлению своей мечты — подняться в небо.

Чтобы построить первый воздушный шар, ему пришлось распродать почти всё имущество, заложить личные вещи и даже платья жены. В Харькове он нашёл добровольных помощников из числа студентов и даже местной профессуры.

Дерзкая мечта воздухоплавателя-самочки осуществилась в апреле 1874 года: Лаврентьев на своём аэростате объёмом в 1150 кубометров впервые поднялся в воздух и благополучно приземлился.

Журнал «Воздухоплаватель» писал тогда: «Замечательно, что все работы по устройству шара произведены крестьянином М.Т. Лаврентьевым собственноручно, только один якорь выкован на заводе, да и то с модели, сделанной Михаилом Тихоновичем». При этом в статье отмечалось, что «никто не хотел верить, чтобы можно было пуститься в плавание на шаре, устроенном русским мужиком».


Ростов-папа спешит на помощь

Радость энтузиаста была недолгой — однажды при транспортировке шара он вспыхнул от оставшегося в оболочке светильного газа и сгорел. Михаилу пришлось всё начинать сначала. Средства на постройку нового шара собирали добровольцы со всей Харьков ской губернии.

В июне того же года Лаврентьев совершил второй успешный полёт на новом аэростате вдвое большего объёма, взяв с собой в корзину четырёх пассажиров.

На этом аэростате Михаил Лаврентьев летал не только в окрестностях Харькова, но и Москвы. Однако и этот аппарат тоже вскоре постигла печальная участь.

Оставшись без средств к существованию, Михаил Тихонович вместе с семьёй отправился скитаться по югу Российской империи.

Оказавшись в 1879 году в Ростове-на-Дону, он находит здесь единомышленников. Помещики-братья Бессоновы соглашаются дать Лаврентьеву деньги на строительство воздушного шара, при условии, что тот будет их инструктором.

Михаил Тихонович научил своих компаньонов управлять аэростатом. Как утверждает в своей статье Евгений Бурче, ростовские братья Бессоновы «по существу стали первыми русскими офицерами-пилотами».


Кто не рискует — летать не может

Бессоновы с Лаврентьевым на воздушном шаре, названном ими «Ростов-на-Дону», устроили несколько показательных полётов в окрестностях Ростова, Таганрога и Одессы. При этом они не раз рисковали жизнью.

А однажды едва не погибли из-за людского невежества: крестьяне одного из хуторов, куда они залетели, ничего подобного ещё не видели и подумали, что к ним спустился сам сатана. На воздухоплавателей устремилась большая толпа людей, вооружённых вилам и косами. Лаврентьев не растерялся: распахнул рубаху и показал нападавшим православный крест, висевший у него на груди. Впоследствии этот эпизод неизвестный художник использовал для своего рисунка, назвав его «Лаврентьев на воздушном шаре».

Благодаря тому, что в один из своих полётов на воздушном шаре «Ростов-на-Дону» Лаврентьев и братья Бессоновы взяли с собой редактора одесской газеты «Листок» города Навроцкого, сохранились воспоминания последнего о том, как проходил полёт.

«В 5 час. 45 мин. «Ростов-на-Дону» медленно поднялся и на небольшой сначала высоте полетел к заливу, — писал репортёр «Листка». — Через 20 минут г. Лаврентьев принужден был выбросить весь песок, выбросили скамейки, доску, заменявшую пол, флаги, и хотя шар дошёл до высоты 700 сажен (1 сажень = примерно 2,1 м. — Прим. «РО».), но воздушное течение было то же, что и внизу, и продолжало продвигать шар в залив. Продержавшись несколько минут на этой высоте, необлегчаемый аэростат начал спускаться вниз. Положение становилось опасным... Воздухоплаватели находились на высоте не более 200 сажен от воды, хотя и было сброшено всё, даже крайне необходимое; всё-таки шар не поднимался... И вот — обрезанный г. Лаврентьевым якорь полетел в море. Облегчённый шар величаво понёсся в облака... В 6 час. 55 мин. путешественники опустились очень удачно».


Мечта длиною в жизнь

Кроме опасности для жизни, первые воздухоплаватели сталкивались с массой других проблем. Как пишут исследователи, Михаил Лаврентьев каждый раз подолгу добивался разрешения на полёт, к тому же газ ему продавали не самого лучшего качества. А заводчики, кое-как выполняя заказы для его летательного аппарата, говорили: «Для мужика и такое сойдёт».

В 80 годах XIX века Михаил Лаврентьев приступил к разработке проекта управляемого летательного аппарата. Был ли это дирижабль или подобие самолёта, никаких документов на этот счёт не сохранилось. Но хорошо извест но, что до конца дней он оставался верен делу завоевания воздушного пространства. Он умер в возрасте 73 лет, успев построить пять воздушных шаров и совершить много замечательных полётов, в том числе на аэростате «Ростов-на-Дону».

Рисунок «Лаврентьев на воздушном шаре» неизвестного автора

 
По теме
В Ростове арестовали сектантов, поклонявшихся солнцу и вербовавших военных - Bloknot-Rostov.Ru Тысячи людей съезжаются в Казахстан в поисках лечения Фото: антисекта.рф ; В Ростове Ленинский районный суд арестовал на 2 месяца лидера и трех участников ячейки запрещенной в России экстремистской организации «Алля-Аят».
Bloknot-Rostov.Ru
Официальные трудовые отношения – залог стабильного будущего! - Ремонтненский район  Вопрос легализации трудовых отношений стал особенно актуален в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, когда ряд предприятий были вынуждены временно приостановить работу.
Ремонтненский район
Отвага и мудрость таланта - Библиотека им. Ф.П. Крюкова К 100-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева 15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя, признанного классика отечественной литературы и основателя жанра лейтенантской прозы Юрия Бондарева .
Библиотека им. Ф.П. Крюкова
Пальмира.jpg - Военно-исторический музей «Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
Военно-исторический музей