Юрий Песков: «Жизнь, отданная хлебу России»

Легендарный директор «Ростсельмаша», возглавлявший 18 лет крупнейший в мире комбайностроительный завод, создал свое конструкторское бюро, провел грандиозную реконструкцию «Ростсельмаша», сумел убедить власти в необходимости концентрации сил страны для реконструкции сотен других предприятий, связанных с сельхозмашиностроением. Подобное случалось и раньше в оборонке, но не в АПК. И все-таки главным достижением своей жизни он считает создание и постановку на поток комбайнов «Дон». В юбилейный для Ростовской области год Юрий Александрович отметил и свой личный юбилей: 50 лет служения «Ростсельмашу».

- Юрий Александрович, одну из  своих книг Вы  назвали «Моя жизнь – «Ростсельмаш». Какое событие в  этой жизни Вы  считаете самым главным?

- Это  постановка на  производство комбайна «Дон».

Когда встречаюсь со  студентами, всегда говорю о  том, что  каждый человек при  поступлении в  институт должен перед собой поставить цель: чего он  хочет добиться, учась в  этом вузе, какую пользу должен принести государству. Ведь государство, начиная с  детского садика, тратит колоссальные деньги на  подготовку этого специалиста, а  он, закончив институт, говорит: «Я по  этой специальности работать не  хочу, я  хочу по  другой». А  зачем тогда ты  учился?

Когда меня списали из  авиации, я  поставил перед собой цель. Во  время учебы в  летном училище нас  забрали на  уборку первого целинного урожая. Работали мы  на прицепном комбайне «Сталинец-6» на  копнителе: я  – с  левой стороны, а  Анатолий Краснов – справа. И  мы с  моим напарником вилами из  копнителя выбрасывали солому на  землю. Представляете: 10  часов на  жаре, в  пыли, воды нет. И  тогда подумал, зачем же  делать такую машину, издеваться над  людьми. И  поставил цель: сделать современный комбайн. Это  была моя  мечта.

«Наверное мне  повезло, что  в этой жизни встретил достойных учителей, и  немного как  бы счастья: поставил цель и  еще при  жизни увидел результат».

Вернулся в  Ростов и  собирался идти работать на  «Ростсельмаш». Руководитель отдела кадров выслушал меня, посмотрел мое  личное дело и  сказал: «Инвалиды на  «Сельмаше» не  нужны». И  меня не  приняли на  предприятие. Пошёл учеником токаря на  радиаторный завод, где  до войны работали мои  родители, но  в тот  же год  поступил в  Институт сельхозмашиностроения.

После института меня взяли заместителем главного механика «Ростсельмаша», а  потом, через 3  или  4  года, перевели в  производство, и  дальше мне  было поручено заниматься комбайностроением. Но  для себя строил свой рабочий день так: 8  часов как  заместитель главного механика, а  потом до  полуночи ходил по  заводу и  изучал предприятие самым доскональным образом.

Когда мне  поручили работать над  постановкой на  поток комбайна «Нива», пришел к  главному инженеру Л. Е. Декамили и  сказал, что  я был  на испытаниях на  Кубанской МИС  и посмотрел, как  работает СК-4А, и  как работает «Нива». Никакой разницы между ними по  большому счету нет, только на  «Ниве» условия хуже, чем  на СК-4, потому что  там кабина без  вентиляции, крупному комбайнеру в  ней трудно работать – просто невозможно…

«Ниву» мы  все-таки запустили в  серийное производство, но  тогда уже  окончательно решил заняться разработкой нового комбайна…

Наверное, мне  повезло, что  в этой жизни встретил достойных учителей, и  немного как  бы счастья: поставил цель и  еще при  жизни увидел результат. Мы  обогнали время, как  минимум, на  10  лет, поставив «Дон» на  производство. Никто не  верил, что  он выйдет, а  он вышел! Не  потому что, а  вопреки всем трудностям и  невзгодам.

- Можете ли  Вы сегодня сказать, что  все, что  планировали, удалось воплотить в  жизнь?

- Ну, не  все, наверное. Мне  не удалось довести до  совершенства технический уровень комбайнов. Это  не потому, что  не хотел – не  смог. Мне  было известно, что  необходимо сделать, но  уровень промышленности СССР не  смог обеспечить того качества комплектующих, которое было необходимо. Сегодняшние машины, выпускаемые «Ростсельмашем», отвечают всем высоким требованиям и  США, и  Евросоюза. Наш  комбайн сегодня самый лучший в  мире, потому что  мы сделали самый большой барабан. На  комбайнах в  Америке и  Европе – диаметром 650  миллиметров, у  нас барабан – 800, а  угол обхвата дэки – 120  градусов – это  определяет производительность машины. У  нас вращающаяся дека на  роторе. В  результате этих двух решений, которые мне  в свое время предложили, мы  получили высочайшую пропускную способность.

Та революция, которая началась в  мое время, когда мы  перешли на  «Дон», перешла во  время сегодняшнее. За  счет того, что  рубль стал конвертируемым, мы  смогли поменять ту  комплектацию, которая нас  не устраивала, на  импортную. Сегодня наши комбайны соответствуют мировому уровню: комбайн TORUM может намолотить 10  тыс. тонн зерна за  сезон и  более.

В результате государство получило сумасшедшую экономию. Тогда в  парке России нужно было иметь 600  тыс. комбайнов (из расчета 10  лет  работы машины), ну  558  тыс., если точно. Сегодня для  того, чтобы убрать в  России хлеб, достаточно в  парке иметь 100  тыс. комбайнов типа TORUM, ACROS, VECTOR. У  комбайнов увеличился срок службы, уже  не 10, а  15-20 лет, потому что  уже совершенно другое качество машин и  их надежность. Но  и сегодня на  селе еще  работают комбайны «Дон-1500» красного цвета, а  они выпускались до  1992  года – это  более 20  лет.

Что имеет село. Раньше ему  необходимо было 600  тыс. комбайнеров и  столько же  помощников. Теперь нужно в  6  раз  меньше. Колоссальная экономия людских ресурсов.

Раньше, чтобы произвести 100  тысяч комбайнов в  год, нужно было израсходовать 1,1  млн. тонн проката, не  считая собственного литья. Сегодня, чтобы произвести 10  тысяч комбайнов, нужно 100  тыс. тонн проката в  год. Плюс к  этому двигателей, мостов и  т. д. надо в  10  раз  меньше. К  тому же  РСМ освоил выпуск кормоуборочного комбайна, энергосредства, забрал на  завод выпуск всех жаток и  навесных орудий. Этим решением мы  освободили многие заводы, которые поставляли нам  эти агрегаты на  комплектацию.

Сегодня благодаря модернизации производства, которая позволила поднять производительность труда в  несколько раз, на  предприятии численность рабочих нужна не  64  тысячи, как  в 80-е годы прошлого века, а  8, максимум 10  тыс., не  больше.

Сегодняшний уровень ростовских комбайнов – это  и есть воплощение моей мечты. Но  нет предела совершенству. Сегодня ГСКБ работает над  новыми машинами, над  двухбарабанным комбайном, над  дополнительно вращающимся сепаратором.

- Сегодняшняя линейка комбайнов «Ростсельмаша» – это, по  сути, модифицированный «Дон». Не  обидно, что  предприятие ушло от  названия «Дон»?

- Нет, мне  не обидно, потому что  основа комбайна, его  молотильно-сепарирующее устройство сохранено. Оно  модернизировано, качественно лучше, но  главная мысль осталась: барабан – 800  и  трехкаскадная очистка. Тогда у  меня была цель: соединить гордость «Ростсельмаша» и  родного края. А  Ростовская область и  Дон не  разделимы, поэтому мы  назвали комбайн «Дон».

       

Сегодня – другое время, и  во главу угла поставлены маркетинг, имя, с  которым можно выходить на  международный рынок. Главное для  меня – это  то, что  удалось сохранить предприятие, и  оно по-прежнему работает. Ведь «Ростсельмаш» в  1998  году уже  должны были объявить банкротом.

Я рад, что  судьба меня свела с  владельцами «Нового содружества». Это  очень грамотные и  порядочные люди, которые борются за  величие российского хлеба и  сельхозмашиностроения. Они  вложили огромные средства в  сохранение производства и  коллектива РСМ.

- Какую роль «Ростсельмаш» сыграл в  истории Ростовской области?

- Думаю, что  это было основное предприятие, которое подняло уровень развития региона, перевело из  разряда аграрных, в  промышленный. Это  был очаг, вокруг которого компоновалась огромная часть инженерной науки. На  базе «Ростсельмаша» были созданы Донской технический университет, завод-втуз, огромное количество проектных и  научно-исследовательских институтов.

«Ростсельмаш» потянул на  себя архитектуру, строительство жилья, энергокомплексов, подземных коммуникаций, строительство железной дороги, станций Ростов-Товарная и  Ростов-Промышленная. Позже, когда строили филиал в  Белой Калитве, протянули туда энергообеспечение, воду, газ, железную дорогу, построили новый город на  левом берегу Донца.

Вместе с  РСМ росли «Миллеровосельмаш», «Морозовсксельмаш», «Аксайкардандеталь», «Зерноградгидроагрегат», Таганрогский комбайновый завод – только в  Ростовской области 14  заводов. Так  в 30-х годах прошлого века ковался промышленный потенциал области. А  уже потом начался второй этап: построили НЭВЗ, «Роствертол», огромное количество заводов ВПК, химии, металлургии, угольной отрасли, легкой промышленности.

- В  свое время «Ростсельмаш» называли городом в  городе. Сегодня можно с  уверенностью говорить, что  в том, как  сегодня выглядит значительная часть донской столицы, и  Ваша личная заслуга.

  Юрий Рязанов, Константин Бабкин, Юрий Песков, Павел Покровский.

- Когда пришел на  завод, здесь работали 22  тысячи человек, из  которых 8000  постоянных, из  них около 6,5  тысячи – ИТР  и персонал. 14  тысяч – это  были «химики» и  рабочие, присланные с  других предприятий, которых за  1  день нужно было обучить что-то делать, и  под них  нужно было создавать самое примитивное производство. Поэтому весь завод состоял из  токарных, сверлильных станков. Не  было никаких линий, заготовительного производства.

По кадровой проблеме была совершенно неразрешимая задача. Пришлось ввести должность заместителя директора по  социальному развитию и  поставить на  нее Романова, который до  этого возглавлял профком. Мы  долго обсуждали и  потом решили принять программу комплексного развития завода: 12-14 программ социального развития – и  все их  выполнили.

Первое, что  мы построили, – это  роддом, потому что  пункты по  проведению абортов были, а  роддома не  было. Потом нужны были детские сады. Мы  построили 54  садика на  10,5  тысячи мест.

Нужно было набрать рабочих, не  временных, а  постоянных. Мы  пошли по  пути комсомольских путевок. Начали строить общежития, гостинки (мы построили более 50  общежитий).

Коллектив начал оживать. Завод расширялся, квалифицированных мастеров и  инженеров не  хватало. Открыли свой втуз, и  направили туда наиболее квалифицированных рабочих.

Провели ремонт Дворца культуры, построили клуб «Планета», построили гандбольный зал, зал  тяжелой атлетики, борцовский зал, практически заново отстроили стадион. Именно РСМ  вывел донской футбол в  высшую лигу, воспитал Понедельника, Одинцова и  других прославленных футболистов. Мы  создали гандбольный клуб, который долгие годы был  победителем российских и  всесоюзных первенств.

Построили поликлинику на  Северном и  собственную больницу (сегодня это  2-я областная). Во  всех цехах и  заводах построили новые бытовки и  душевые, спортивные и  центры психологической разгрузки, сауны мужские и  женские. Люди после работы шли  не на  улицу или  в пивной бар, а  в баню, занимались физкультурой.

Чтобы решать проблему кадров, нужно соблюдать пропорцию: на  каждый метр производственных площадей, вновь построенных, должен быть метр жилья. Мы  за все  время построили 1,5  млн. производственных площадей и  1,5  млн. квадратных метров жилья.

Вообще, считаю, что  в модернизации экономики главное – социальная составляющая, решив которую, мы  сможем повысить и  производительность труда, и  дисциплину на  производстве.

- Юрий Александрович, Вы  первый почетный гражданин Ростовской области.

- Выше награды у  меня нет, может быть, только Звезда Героя Соцтруда. Чисто с  человеческой точки зрения – это  высочайшая награда быть почетным гражданином Ростова-на-Дону, а  теперь еще  и Ростовской области. Я  до последнего не  верил. Во-первых, это  доверие региона, это  выражение сверхблагодарности жителей региона. Это  высочайшая оценка моей работы на  РСМ губернатором и  правительством, парламентом Ростовской области.

Я люблю свою родную Ростовскую область и  Ростов-на-Дону, и  это моя  гордость. Нет  больше счастья, когда ты  живешь и  творишь на  родной земле, когда рядом с  тобой любимая жена, мать, отец, дети, внуки и  правнуки. Когда у  тебя есть любимая работа и  хороший, достойный коллектив, где  ты трудишься. Вот  это и  счастье, это  и есть гордость за  свою Родину, за  Россию в  целом.

Поздравить Юрия Александровича с  юбилеем пришли друзья и  бывшие коллеги.

Для меня звание почетного гражданина Ростовской области – это  прежде всего признание заслуг моего родного завода «Ростсельмаша». Полвека я  прослужил «Ростсельмашу». «Ростсельмаш» и  хлеб – единое целое. Поэтому я  и книгу свою назвал «Жизнь, отданная хлебу России».

- Кого из  наших прославленных земляков Вы  считаете достойными звания Почетного гражданина Ростовской области?

- Думаю, что  заслуженных людей много. А  если из  выдающихся – это  Нина Переверзева, Михаил Бушнов. Нина Васильевна – удивительная женщина. Путевку в  жизнь «Дону» она  дала. Она  выступила в  поддержку его  на пленуме. А  главное – здесь. Она  же не  выходила из  кабины комбайна обедать, ей  обед приносили в  кабину, потому что  в кабине комбайна работал кондиционер. Был  такой случай, когда она  мне позвонила в  воскресенье: «Юрий Александрович, я  не пойму, в  чем дело, но  у меня на  комбайне одно колесо отвалилось и  укатилось». И  я поехал, но  попал в  аварию. Позже, уже  из больницы, я  позвонил Мещерякову. Оказалось, что  когда делали мосты, на  колесах сделали только «правую» резьбу. И  с левой стороны колесо открутилось. Вот  такая нелепая ошибка главного конструктора ГСКБ Таганрога по  мостам. Мы, конечно, в  один день все  заменили, тогда всего было выпущено штук 15  комбайнов… Нина Васильевна намолотила в  тот год  45  тысяч центнеров зерна (в первый год  работы комбайна!).

Всю свою жизнь, все  75  лет, я  работал и  отдавал высочайшую честь рукам, которые выращивали хлеб и  делали машины и  для села, и  для страны. Только тогда, когда обращался к  этим рукам, находил все  те решения, которые надо было принимать, чтобы выстоять, выдержать, доказать и  в конечном итоге победить. И  впервые за  всю историю СССР в  указанный срок – 1  октября 1986  года – с  конвейера РСМ  вышел комбайн массового производства «Дон-1500».

Всегда преклонялся перед руками хлебороба и  руками сельхозмашиностроителя, которые делали все, чтобы у  нас были хлеб и  высокопроизводительные машины. А  хлеб – это  главная святыня, которую надо беречь даже больше, чем  собственную жизнь. Поэтому, когда дарю свою книгу, всегда пишу: «Человечество за  тысячелетнюю историю своего существования не  смогло ничего лучшего изобрести, чем  запах свежеиспеченного пшеничного хлеба». Гордитесь этим и  воспитывайте молодое поколение так, чтобы оно  не уходили, а  приходило на  село.

Если мы  восстановим гордость за  Россию, за  свой труд, за  свою семью, то  восстановим нравственность нашего народа. Это  самое главное в  жизни каждого человека. И  тогда у  нас не  будет никаких преград для  достижения самых высоких показателей нашей работы, тогда мы  займем достойное место среди великих держав мира.

Дорогие земляки! Поздравляю вас  с великим праздником – 75-летием Ростовской области! Счастья вам, успехов и  ростсельмашевского терпения! Я безмерно всех вас  люблю!
 
По теме
Судом установлено, что Татаренко В.Л., имевший непогашенную судимость за преступление против жизни и здоровья, в середине апреля 2023 года находясь совместно с гр.Б.
Октябрьский районный суд Ростовской области рассмотрел ходатайство старшего следователя ОРП на ТО ОП-3 СУ МУ МВД РФ «Новочеркасское» об избрании ареста Александру Б.,
Квест «По пушкинским страницам» - Детская библиотека имени В.М. Величкиной В рамках Недели детской книги сотрудники Ростовской областной детской библиотеки имени В.М.
Детская библиотека имени В.М. Величкиной
125 лет со дня рождения Николая Николаевича Туроверова - Музей истории Донского казачества 30 марта (18 марта - с.с.) 2024 г. исполняется 125 лет со дня рождения Николая Николаевича Туроверова (1899-1972) — донского казака, офицера лейб — гвардии Атаманского полка, участника Первой Мирровой и Гражданской войн,
Музей истории Донского казачества