Николай Пивоваров: «Нам есть чем поделиться с молодежью»

В свои 83 года он занимает столь активную жизненную позицию, что хочется пожелать такой энергии каждому. Его называют человеком-легендой. На Дону нет, наверное, ни одного крупного проекта, в реализации которого не принимал участие Николай Пивоваров: «Атоммаш», «Ростсельмаш», НЭВЗ, Ростовская АЭС и многие другие промышленные предприятия нашего региона. Поэтому минувшим летом донские депутаты единогласно проголосовали за предложение губернатора о присвоении этому выдающемуся человеку звания Почетного гражданина Ростовской области.

- Николай Дмитриевич, что  для Вас  лично значит Ростовская область?

- Мы  с Ростовской областью практически ровесники, ее  развитие происходило у  меня на  глазах и  с моим, как  и многих, скромным участием. Когда образовалась область, мне  было 6  лет. Жили мы  на поселке Второй Аул  в районе железнодорожного вокзала города Шахты.

Я родился в  шахтерском поселке, на  шахте работал мой  отец, значительную часть жизни я  посвятил этой профессии, поэтому лично для  меня Ростовская область – это  прежде всего шахтерский край…

Когда немцы подходили к  Дону, основное горное оборудование было вывезено на  восток страны, шахты были взорваны и  затоплены, чтобы враг не  смог быстро восстановить добычу угля. После освобождения угледобывающих районов Дона уже  в феврале 1943  года Государственный Комитет Обороны считал важной политической и  военно-хозяйственной задачей восстановление промышленности. Нужен был  уголь, который шел  на производство электроэнергии, металла, бытовые и  производственные нужды. Провозглашался лозунг: «Уголь – настоящий хлеб промышленности». В  шахты возвращались пенсионеры, место мужей и  братьев занимали их  жены и  сестры, они  работали навалоотбойщиками, бутчиками, проходчиками, крепельщиками, взрывниками…

В кратчайшие сроки в  городе заработали предприятия жизнеобеспечения, было восстановлено трамвайное движение, на  вновь строящуюся шахту «Южная» прокладывалась новая трамвайная линия.

Шахтеры Дона первыми в  Донбассе закончили восстановление своих разрушенных шахт. Комбинату «Ростовуголь» в  1946  году на  вечное хранение было передано переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. За  успешное восстановление шахт и  предприятий и  превышение довоенного уровня добычи угля Указом Президиума Верховного Совета СССР от  1  января 1948  года комбинат «Ростовуголь» и  трест «Несветайантрацит» были награждены орденом Ленина, а  трест «Гуковоуголь» — орденом Трудового Красного Знамени. Большой группе горняков Дона было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В те  годы в  области шла  планомерная подготовка кадров для  угольной промышленности (учащиеся были на  полном гособеспечении: от  питания до  одежды). Во  время учебы в  ремесленном училище № 10  мы  первый год  5  дней в  неделю занимались, один день работали на  шахте «Пролетарская диктатура», второй год  – уже  один день занимались, а  5  дней работали на  шахте «Нежданная». Призывники 1928  — 1929  годов вместо армии направлялись в  ФЗО, и  после 6  месяцев обучения работали на  шахтах…

Работать пришлось и  во время учебы в  Шахтинском горном техникуме и  Новочеркасском политехническом институте. Так  что, получив диплом горного инженера, я  пришел на  родную шахту им. Октябрьской революции более-менее подготовленным специалистом. За  рекордное скоростное прохождение горных выработок был  поощрен автомобилем ГАЗ-21 «Волга». Работая заместителем главного инженера, был  назначен заместителем руководителя по  реконструкции шахты, после чего добыча угля на  предприятии увеличилась в  полтора раза. Такой путь прошли многие специалисты моего поколения – поколения детей войны.

Значительное созидательное развитие области приходится на  70-80-е годы прошлого века. В  то время я  работал вторым секретарем обкома партии.

Уголь по-прежнему оставался основным видом топлива. Более трети всего добываемого в  стране угля шло  на выработку электроэнергии, четвертая часть – для  коксования и  использования в  металлургическом производстве. Расширяется его  значение в  качестве сырья для  получения различных продуктов путем химической переработки, увеличивается экспорт. В  области построена Новочеркасская ГРЭС мощностью 2,4  млн. киловатт, для  работы которой требуется около 5млн. тонн угля в  год. Проводится комплексная модернизация действующих шахт, строятся новые. Добыча угля в  области превысила 30  млн. тонн в  год, а  донские шахты были признаны школой передового опыта в  угольной промышленности СССР…

Когда в  80-х годах из-за сложных геологических условий возникли проблемы со  строительством метро в  Ростове-на-Дону, я  привез проектировщиков на  шахту им. 60-летия Ленинского комсомола и  убедил их, что  наши проходчики способны прокладывать туннели в  любых горно-геологических условиях…

- Николай Дмитриевич, а  как развивалась вся  промышленная составляющая Ростовской области? В  свое время Вы  возглавляли штабы по  строительству и  реконструкции более 20  знаковых для  области предприятий.

- Да, среди них: «Атоммаш», «Ростсельмаш», НЭВЗ, Ростовская АЭС, Азовский комбинат детского питания, Сулинский и  Белокалитвенский металлургические, Донецкий экскаваторный, Таганрогский комбайновый заводы и  другие народнохозяйственные объекты. С  вводом этих производств Ростовская область превратилась в  мощный промышленно-аграрный регион страны. Достаточно сказать, что  по объемам и  видам выпускаемой продукции область занимала 6-7-е места в  СССР.

Это были годы стремительного роста экономики Дона. На  развитие энергетики, транспорта, связи были направлены огромные финансовые, материальные и  людские ресурсы. Наращивались темпы производства и  освоения новых мощностей. Началось массовое жилищное строительство на  промышленной основе.

Областные штабы по  строительству и  реконструкции создавались в  зависимости от  важности объекта для  организации совместной работы и  сосредоточения возможностей оказания помощи со  стороны других предприятий по  изготовлению нестандартизированного оборудования, помощи специалистами и  т. д.

В 1980-е годы в  Ростовской области производилось 80  процентов зерноуборочных комбайнов, более 50  процентов тракторных культиваторов и  энергетических котлов большой мощности, производимых в  СССР, более 70  процентов электровозов, в  том числе мощный электровоз для  Байкало-Амурской магистрали, начались работы над  проектом нового электровоза на  магнитной подушке. Был  построен крупнейший в  мире завод «Атоммаш», на  котором начался серийный выпуск 8  комплектов реакторного оборудования для  атомных электростанций, что  позволяло стране экономить ежегодно 12  — 14  млн. тонн нефти. Знаменитостью «Атоммаша» стал уникальный пресс мощностью 15  тыс. тонн. При  его запуске все  были удивлены, с  какой легкостью он  штамповал днище для  атомного реактора.

По инициативе областного штаба вся  Ростовская область подключилась к  созданию необходимых условий социального сектора завода. Один город построил для  Волгодонска здание новой школы, другой – детский сад, третий – комбинат общественного питания. «Атоммаш» стал детищем всех трудящихся области.

Рядом с  «Атоммашем» началось строительство Ростовской атомной станции мощностью 6  млн. кВт, одной из  крупнейших по  тем временам в  мире. (Из-за событий на  Чернобыльской АЭС  оно было приостановлено и  возобновилось уже  только в  90-х годах.) Там  же, в  Волгодонске, был  построен и  радиозавод.

В Красном Сулине была создана крупнейшая в  стране база по  производству металлического порошка, одна тонна которого позволяла экономить около 2,5  тонн металла. На  заводе впервые в  мире была освоена отливка слитков в  электромагнитный кристаллизатор, которую запатентовали 17  стран мира.

В те  годы мы  часто проводили субботники на  строительстве и  благоустройстве территорий. Очищали лесонасаждения на  левом берегу Дона, сажали новые деревья. В  субботнике на  НЭВЗе по  моему приглашению принял участие и  министр электротехнической промышленности СССР Анатолий Майорец. Позже он  дал указание своим сотрудникам при  посещении завода поливать деревья в  сквере экспортных электровозов и  привозить ему  фотографии.

- Область реализовывала масштабные проекты союзного значения, которые были у  всех на  слуху. Но  ведь в  малых городах и  районах области тоже кипела жизнь.

- Возможно, в  масштабах области, а  тем более страны эти  достижения были скромными, но  для местных жителей каждое событие было знаковым. В  1960-х начале 1970-х я  работал первым секретарем Октябрьского райкома КПСС в  г. Шахты и  в Белой Калитве (это как  сегодня мэр  или глава администрации). К  примеру, за  пять лет  в Белокалитвенском районе мы  построили дорогу до  Лихой, которая связала не  только Белую Калитву, но  и все  районы северо-востока области с  Ростовом, построили десятки километров межпоселковых дорог, построили 4  школы на  тысячу мест каждая, пристройки к  нескольким школам, Дворец культуры и  Дворец спорта. Поселок Шолоховский был  признан лучшим в  РСФСР. К  слову, тогда же  мы открыли единственный в  стране монумент, посвященный битве дружины князя Игоря с  половцами, воспетой в  «Слове о  полку Игореве».

Николай Пивоваров. Декабрь 2014г.

В эти  же года началось строительство завода «Калитвасельмаш» и  рабочего поселка. Была построена новая взлетно-посадочная полоса в  местном аэропорту. Из  города Белая Калитва можно было летать самолетами Як-40 в  Москву, на  Украину, в  Крым, на  Урал.

Гордились белокалитвенцы и  тем, что  местная футбольная команда в  те годы становилась обладателем Кубков Ростовской области, РСФСР и  даже СССР среди производственных коллективов.

- Впечатляюще! А  что, на  Ваш взгляд, сегодня должно стимулировать развитие малых городов и  рабочих поселков?

- Прежде всего нужно, чтобы подоходный налог отчислялся не  по месту работы, а  по месту жительства работающего. Сегодня в  силу сложившихся обстоятельств многие работают в  крупных городах и  промышленных центрах, а  живут с  семьями в  шахтерских малых городах и  поселках, т. е. там  и получают основные социально-бытовые услуги, а  деньги идут в  бюджеты городов по  месту работы.

- Вы  были так  же куратором развития предприятий оборонной промышленности области.

- Да, это  была интересная, творческая напряженная работа, учитывая международную обстановку того времени. Основу ОПК  области составляли авиастроение, радиоэлектроника, производство систем вооружений и  участие в  развитии космонавтики. На  предприятиях области выпускались дальний противолодочный самолет Ту-142М, а  так же  на его  базе самолет-ретранслятор. Был  разработан и  построен самый большой в  мире самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». В  ходе испытаний на  нем было установлено 126  мировых рекордов. В  серийное производство были запущены новые модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24 и  не имеющего в  мире аналогов вертолета Ми-26.

На рубеже 80-х годов в  Ростове был  создан завод «Квант», занявшийся разработкой и  производством космических приборов. В  эти же  годы молодые ученые-энтузиасты создали научно-производственное объединение «Орбита», которое и  сегодня успешно сотрудничает с  Центром подготовки космонавтов. Предприятия области принимали участие в  создании многоразового космического корабля «Буран», оборудования для  стыковки кораблей «Союз», «Прогресс», орбитального комплекса «Мир», радиоэлектронного и  гидроакустического оборудования для  ВМФ и  ПВО.

- А  как развивалась транспортная инфраструктура Ростовской области?

- В  эти годы был  реконструирован Ростовский аэропорт, были построены крупные аэропорты в  Белой Калитве и  Волгодонске, железная дорога и  порт в  Усть-Донецке, Николаевский и  Константиновский гидроузлы. В  Ростове-на-Дону возводится новое здание речного вокзала с  9-этажной гостиницей, реконструированы Главный и  пригородный железнодорожные вокзалы, построен новый Главный автовокзал.

Была введена в  строй одна из  самых больших в  СССР транспортная развязка в  районе Батайска, построен западный обход Батайска и  Ростова с  мостом через реку Дон  в районе ГПЗ-10 для  автомобильного и  железнодорожного транспорта.

Особое место в  моей работе занимало строительство по  наказу депутата Верховного Совета СССР Михаила Шолохова моста через Дон  в районе станицы Вешенской. В  январе 1984  года я  навещал Михаила Александровича в  московской клинике. Шутили, что  в мае  выпьем по  стопке со  строителями на  открытии моста, а  в феврале Михаила Александровича не  стало.

- Какое место занимало развитие социальной инфраструктуры?

- Пожалуй, самое главное в  работе всех коллективов. Только за  10-ю пятилетку в  области улучшили жилищные условия более 200  тысяч семей. В  Ростове была построена Областная клиническая больница № 1, городская больница № 20, БСМП № 2, новый учебный корпус Ростовского мединститута, больница №3  в  Таганроге, организовано более 150  медпунктов на  животноводческих фермах.

К 1984  году Ростовская область оказалась в  лидерах среди других краев и  областей по  обеспеченности местами в  школьных и  дошкольных учреждениях, по  количеству фельдшерско-акушерских пунктов на  тысячу жителей, спортивных сооружений и  площадок, учреждений культуры.

Преобразовывались и  расширяли свои границы города и  населенные пункты. В  Ростове появились новые жилые массивы: Западный, Северный, Александровка, население Волгодонска за  эти годы выросло в  6  раз, в  Донецке появился жилой массив экскаваторщиков, новые микрорайоны выросли при  АКДП, в  Белой Калитве, Новочеркасске, Батайске, Аксае и  других городах области.

За 1986-1988 гг. было построено 4,8  млн. квадратных метров жилья, количество школ и  дошкольных учреждений увеличилось в  1,5  раза, больниц и  поликлиник – в  2,4  раза, ПТУ  в 2,4  раза, учреждений культуры – в  2,6  раза.

Тогда же  мы приняли решение о  бесплатном проезде ветеранов Великой Отечественной войны в  общественном транспорте.

- Именно в  те годы в  Ростове-на-Дону впервые заговорили о  строительстве метро.

- Мне  дважды поручалось подключаться к  пробиванию вопроса строительства метро в  Ростове. Работая в  ЦК партии, я  знал кухню подготовки решений и  поэтому прошел все  ступеньки структур аппарата от  заведующих секторов до  руководителей отделов, причастных к  подготовке этого вопроса. Ростов был  включен в  проект решения правительства, но  при подписании в  тройку городов не  попал.

Позже мы  попросили во  время визита в  Ростовскую область Е. К. Лигачева (он в  то время был  вторым лицом в  партии) посодействовать в  решении этой проблемы. Главный аргумент, который приводился против, – сложные горно-геологические условия. Тогда я  пригласил проектировщиков, и  мы съездили на  шахту «Обуховская», тогда она  называлась шахта им. Ленинского комсомола. Они  убедились, что  наши шахтеры могут проходить горные выработки не  меньше по  объему туннелей метростроя, а  то и  больше. Мы  также посетили трест «Спецпроходка», главная специальность работников этого подразделения – проходить горные выработки в  самых сложных условиях. Егор Кузьмич позвонил Николаю Ивановичу Рыжкову (глава Правительства СССР). После проработки этого вопроса в  Госплане СССР было подписано отдельное решение о  строительстве метро в  Ростове-на-Дону. Многие ростовчане помнят, как  в конце 1980-х годов во  многих участках города были огорожены участки с  буквой «М» и  велись проектно-изыскательские работы. Но  последовавшие события в  стране не  дали возможности осуществить это  благое дело.

- Как  Вы оцениваете сегодняшний день Ростовской области?

- Экономика Дона развивается поступательно, и  по некоторым направлениям мы  даже опережаем среднероссийские показатели. Строятся новые предприятия, внедряются передовые технологии, привлекаются инвестиции. Радуют успехи в  растениеводстве, огорчает животноводство. Область располагает большим потенциалом развития за  счет импортозамещения. Для  этого необходимо начать с  решения вопросов переработки и  сбыта готовой продукции.

Наш край имеет огромный аграрный потенциал. Продукты питания покупаются человеком ежедневно. Продукты – это  качество нашей жизни, качество здоровья, это  продовольственная безопасность нашей страны. Сельское хозяйство дает рабочие места, стимулирует развитие смежных отраслей промышленности. Но  главное – конечный продукт создается в  нашем регионе. А  это и  максимальная добавочная стоимость, и  дополнительные налоговые поступления.

Многие сельхозпроизводители Ростовской области являются крупнейшими экспортерами и  справедливо этим гордятся. Но  большая часть экспортируемого сырья возвращается к  нам в  виде готовой продукции, становится намного дороже, да  и новые рабочие места создаются за  кордоном.

С учетом того, что  область располагает огромными сельскохозяйственными и  промышленными ресурсами, полностью обеспечивает себя электроэнергией, имеет разветвленную газопроводную сеть, у  нас есть большие возможности для  дальнейшего развития малого и  среднего бизнеса с  привлечением инвестиций, льготных и  целевых кредитов и  частного капитала.

Не используются возможности кооперации, которая закупала бы  продукцию сельского хозяйства в  глубинке, имела бы  собственные пункты реализации свежей и  переработанной продукции для  населения. Когда-то она  эффективно работала и  пользовалась большим спросом и  у горожан, и  у селян.

Большим достижением руководства области является решение о  проведении чемпионата мира по  футболу в  Ростове-на-Дону, которое стало новым импульсом для  поступательного развития региона. Это  обязывает всех участников этого проекта с  особой ответственностью отнестись к  его реализации, ведь выделение такого финансирования едва ли  ожидается в  будущем.

Основой государства является семья. Поэтому для  областного бюджета в  приоритете должны быть здравоохранение, образование и  наука, сельское хозяйство. А  образованная и  здоровая нация способна разрабатывать и  осваивать новые технологии и  технику, способна в  разы повышать производительность труда, снижать себестоимость продукции, улучшать жизненный уровень населения.

- Какую роль в  жизни Ростовской области может сыграть институт почетных граждан?

- Корпус почетных граждан Ростовской области достаточно молод, ему  всего 4  года, и  состоит он  из 6  человек. Все  они активно участвуют в  общественной жизни области, делятся своим бесценным опытом с  нынешними руководителями и  молодежью.

Юрий Александрович Песков является советником руководства завода «Ростсельмаш», активно работает в  Общественной палате Ростовской области, встречается с  производственными коллективами Ростова, Таганрога, Новочеркасска, выступает в  СМИ. Его  рекомендации по  развитию промышленности и  сельского хозяйства изучаются областными и  федеральными органами власти.

Федор Макарович Котляренко возглавляет совет старейшин Северо-Кавказской железной дороги и  продолжает делиться своим бесценным опытом с  молодыми работниками магистрали. К  Нине Васильевне Переверзевой по-прежнему приезжают за  советом не  только земляки, но  и селяне из  соседних районов Ставропольского края. Геннадий Иванович Левченко неразрывно связан со  своим заводом «Красный котельщик», работает в  Таганрогском совете ветеранов и  в Общественной палате Ростовской области. Борис Николаевич Слюсарь возглавляет совет директоров ОАО  «Роствертол».

Я тоже являюсь главным консультантом на  общественных началах Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации ЮФО  «Юг» и  членом Общественной палаты области.

Думаю, что  формы и  методы использования бесценного опыта почетных граждан будут совершенствоваться, особенно при  обсуждении стратегического планирования социально-экономического развития Ростовской области.

Хотел бы  сегодня вспомнить и  тех, кого уже  нет рядом с  нами, кто  своим трудом превратил наш  край из  аграрно-сырьевого в  мощный аграрно-индустриальный центр страны. Многие из  них могли стать почетными гражданами при  жизни, но  тогда не  было на  Дону такого института. Время быстротечно. Многое забывается, а  иногда и  искажается, обрастает слухами. Я  давно уже  предлагаю издать Энциклопедию Ростовской области, в  которой были бы  собраны статьи о  людях, внесших личный вклад в  историю области, а  также о  предприятиях, учреждениях и  организациях, о  культурных и  исторических памятниках. Ведь наша область по  территории, количеству населения, агропромышленному потенциалу, науке и  культуре равноценна многим европейским государствам.

 
По теме
Фото: Изображение Midjourney Жители Ростова увидели «кровавую Луну» в небе над городом 27 марта В Ростове небо над городом озарила кровавая Луна, фото необычного явления опубликовали горожане и местные Telegram-каналы.
В Семикаракорске на проспекте Арабского сгорел частный дом Лейла МИРИШОВА На месте ЧП работали две спецмашины и восемь спасателей Фото: Виктор ДРАЧЕВ В Семикаракорске произошел пожар в частном доме.
Фото: 1MI В центре детской хирургии Ростова с пациентами начнет работать робот Фёдор В Ростове в детском областном хирургическом центре будет работать робот, измеряющий давление и уровень сахара в крови,
Фото: УМЧС по КБР Горные спасатели Кабардино-Балкарии помогли туристке из Ростовской области Сотрудники МЧС Кабардино-Балкарии спасли туристку из Ростовской области, которая упала на тропе в ущелье Юсенги,
Жителям Новочеркасска следует остерегаться новой схемы мошенничества - Tuzlovgrad.Ru Появилась новая схема мошенничества, при которой злоумышленники, выдавая себя за сотрудников оператора сотовой связи, пытаются получить доступ к личным страницам россиян на портале «Госуслуги».
Tuzlovgrad.Ru
Порядок присвоения звания «Ветеран труда» в Ростовской области - Кагальницкий район Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области определены Областным законом от 18.09.2006 г. № 541-ЗС "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Ростовской области,
Кагальницкий район
Библиопутешествие «Города-герои» - Ремонтненская МЦБ С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, которая стала одним из самых тяжёлых испытаний, которые с честью выдержала наша страна.
Ремонтненская МЦБ
В период с 18 по 29 марта и 2024 г. проводится Общероссийская акция «Сообщи, где торгуют смертью», направленная на объединение усилий органов власти, общественности и населения в противодействии незаконному обороту наркотиков.
Ремонтненская МЦБ