В свои 83 года он занимает столь активную жизненную позицию, что хочется пожелать такой энергии каждому. Его называют человеком-легендой. На Дону нет, наверное, ни одного крупного проекта, в реализации которого не принимал участие Николай Пивоваров: «Атоммаш», «Ростсельмаш», НЭВЗ, Ростовская АЭС и многие другие промышленные предприятия нашего региона. Поэтому минувшим летом донские депутаты единогласно проголосовали за предложение губернатора о присвоении этому выдающемуся человеку звания Почетного гражданина Ростовской области.
- Николай Дмитриевич, что для Вас лично значит Ростовская область?
- Мы с Ростовской областью практически ровесники, ее развитие происходило у меня на глазах и с моим, как и многих, скромным участием. Когда образовалась область, мне было 6 лет. Жили мы на поселке Второй Аул в районе железнодорожного вокзала города Шахты.
Я родился в шахтерском поселке, на шахте работал мой отец, значительную часть жизни я посвятил этой профессии, поэтому лично для меня Ростовская область это прежде всего шахтерский край
Когда немцы подходили к Дону, основное горное оборудование было вывезено на восток страны, шахты были взорваны и затоплены, чтобы враг не смог быстро восстановить добычу угля. После освобождения угледобывающих районов Дона уже в феврале 1943 года Государственный Комитет Обороны считал важной политической и военно-хозяйственной задачей восстановление промышленности. Нужен был уголь, который шел на производство электроэнергии, металла, бытовые и производственные нужды. Провозглашался лозунг: «Уголь настоящий хлеб промышленности». В шахты возвращались пенсионеры, место мужей и братьев занимали их жены и сестры, они работали навалоотбойщиками, бутчиками, проходчиками, крепельщиками, взрывниками
В кратчайшие сроки в городе заработали предприятия жизнеобеспечения, было восстановлено трамвайное движение, на вновь строящуюся шахту «Южная» прокладывалась новая трамвайная линия.
Шахтеры Дона первыми в Донбассе закончили восстановление своих разрушенных шахт. Комбинату «Ростовуголь» в 1946 году на вечное хранение было передано переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. За успешное восстановление шахт и предприятий и превышение довоенного уровня добычи угля Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1948 года комбинат «Ростовуголь» и трест «Несветайантрацит» были награждены орденом Ленина, а трест «Гуковоуголь» орденом Трудового Красного Знамени. Большой группе горняков Дона было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В те годы в области шла планомерная подготовка кадров для угольной промышленности (учащиеся были на полном гособеспечении: от питания до одежды). Во время учебы в ремесленном училище № 10 мы первый год 5 дней в неделю занимались, один день работали на шахте «Пролетарская диктатура», второй год уже один день занимались, а 5 дней работали на шахте «Нежданная». Призывники 1928 1929 годов вместо армии направлялись в ФЗО, и после 6 месяцев обучения работали на шахтах
Работать пришлось и во время учебы в Шахтинском горном техникуме и Новочеркасском политехническом институте. Так что, получив диплом горного инженера, я пришел на родную шахту им. Октябрьской революции более-менее подготовленным специалистом. За рекордное скоростное прохождение горных выработок был поощрен автомобилем ГАЗ-21 «Волга». Работая заместителем главного инженера, был назначен заместителем руководителя по реконструкции шахты, после чего добыча угля на предприятии увеличилась в полтора раза. Такой путь прошли многие специалисты моего поколения поколения детей войны.
Значительное созидательное развитие области приходится на 70-80-е годы прошлого века. В то время я работал вторым секретарем обкома партии.
Уголь по-прежнему оставался основным видом топлива. Более трети всего добываемого в стране угля шло на выработку электроэнергии, четвертая часть для коксования и использования в металлургическом производстве. Расширяется его значение в качестве сырья для получения различных продуктов путем химической переработки, увеличивается экспорт. В области построена Новочеркасская ГРЭС мощностью 2,4 млн. киловатт, для работы которой требуется около 5млн. тонн угля в год. Проводится комплексная модернизация действующих шахт, строятся новые. Добыча угля в области превысила 30 млн. тонн в год, а донские шахты были признаны школой передового опыта в угольной промышленности СССР
Когда в 80-х годах из-за сложных геологических условий возникли проблемы со строительством метро в Ростове-на-Дону, я привез проектировщиков на шахту им. 60-летия Ленинского комсомола и убедил их, что наши проходчики способны прокладывать туннели в любых горно-геологических условиях
- Николай Дмитриевич, а как развивалась вся промышленная составляющая Ростовской области? В свое время Вы возглавляли штабы по строительству и реконструкции более 20 знаковых для области предприятий.
- Да, среди них: «Атоммаш», «Ростсельмаш», НЭВЗ, Ростовская АЭС, Азовский комбинат детского питания, Сулинский и Белокалитвенский металлургические, Донецкий экскаваторный, Таганрогский комбайновый заводы и другие народнохозяйственные объекты. С вводом этих производств Ростовская область превратилась в мощный промышленно-аграрный регион страны. Достаточно сказать, что по объемам и видам выпускаемой продукции область занимала 6-7-е места в СССР.
Это были годы стремительного роста экономики Дона. На развитие энергетики, транспорта, связи были направлены огромные финансовые, материальные и людские ресурсы. Наращивались темпы производства и освоения новых мощностей. Началось массовое жилищное строительство на промышленной основе.
Областные штабы по строительству и реконструкции создавались в зависимости от важности объекта для организации совместной работы и сосредоточения возможностей оказания помощи со стороны других предприятий по изготовлению нестандартизированного оборудования, помощи специалистами и т. д.
В 1980-е годы в Ростовской области производилось 80 процентов зерноуборочных комбайнов, более 50 процентов тракторных культиваторов и энергетических котлов большой мощности, производимых в СССР, более 70 процентов электровозов, в том числе мощный электровоз для Байкало-Амурской магистрали, начались работы над проектом нового электровоза на магнитной подушке. Был построен крупнейший в мире завод «Атоммаш», на котором начался серийный выпуск 8 комплектов реакторного оборудования для атомных электростанций, что позволяло стране экономить ежегодно 12 14 млн. тонн нефти. Знаменитостью «Атоммаша» стал уникальный пресс мощностью 15 тыс. тонн. При его запуске все были удивлены, с какой легкостью он штамповал днище для атомного реактора.
По инициативе областного штаба вся Ростовская область подключилась к созданию необходимых условий социального сектора завода. Один город построил для Волгодонска здание новой школы, другой детский сад, третий комбинат общественного питания. «Атоммаш» стал детищем всех трудящихся области.
Рядом с «Атоммашем» началось строительство Ростовской атомной станции мощностью 6 млн. кВт, одной из крупнейших по тем временам в мире. (Из-за событий на Чернобыльской АЭС оно было приостановлено и возобновилось уже только в 90-х годах.) Там же, в Волгодонске, был построен и радиозавод.
В Красном Сулине была создана крупнейшая в стране база по производству металлического порошка, одна тонна которого позволяла экономить около 2,5 тонн металла. На заводе впервые в мире была освоена отливка слитков в электромагнитный кристаллизатор, которую запатентовали 17 стран мира.
В те годы мы часто проводили субботники на строительстве и благоустройстве территорий. Очищали лесонасаждения на левом берегу Дона, сажали новые деревья. В субботнике на НЭВЗе по моему приглашению принял участие и министр электротехнической промышленности СССР Анатолий Майорец. Позже он дал указание своим сотрудникам при посещении завода поливать деревья в сквере экспортных электровозов и привозить ему фотографии.
- Область реализовывала масштабные проекты союзного значения, которые были у всех на слуху. Но ведь в малых городах и районах области тоже кипела жизнь.
- Возможно, в масштабах области, а тем более страны эти достижения были скромными, но для местных жителей каждое событие было знаковым. В 1960-х начале 1970-х я работал первым секретарем Октябрьского райкома КПСС в г. Шахты и в Белой Калитве (это как сегодня мэр или глава администрации). К примеру, за пять лет в Белокалитвенском районе мы построили дорогу до Лихой, которая связала не только Белую Калитву, но и все районы северо-востока области с Ростовом, построили десятки километров межпоселковых дорог, построили 4 школы на тысячу мест каждая, пристройки к нескольким школам, Дворец культуры и Дворец спорта. Поселок Шолоховский был признан лучшим в РСФСР. К слову, тогда же мы открыли единственный в стране монумент, посвященный битве дружины князя Игоря с половцами, воспетой в «Слове о полку Игореве».
Николай Пивоваров. Декабрь 2014г.
В эти же года началось строительство завода «Калитвасельмаш» и рабочего поселка. Была построена новая взлетно-посадочная полоса в местном аэропорту. Из города Белая Калитва можно было летать самолетами Як-40 в Москву, на Украину, в Крым, на Урал.
Гордились белокалитвенцы и тем, что местная футбольная команда в те годы становилась обладателем Кубков Ростовской области, РСФСР и даже СССР среди производственных коллективов.
- Впечатляюще! А что, на Ваш взгляд, сегодня должно стимулировать развитие малых городов и рабочих поселков?
- Прежде всего нужно, чтобы подоходный налог отчислялся не по месту работы, а по месту жительства работающего. Сегодня в силу сложившихся обстоятельств многие работают в крупных городах и промышленных центрах, а живут с семьями в шахтерских малых городах и поселках, т. е. там и получают основные социально-бытовые услуги, а деньги идут в бюджеты городов по месту работы.
- Вы были так же куратором развития предприятий оборонной промышленности области.
- Да, это была интересная, творческая напряженная работа, учитывая международную обстановку того времени. Основу ОПК области составляли авиастроение, радиоэлектроника, производство систем вооружений и участие в развитии космонавтики. На предприятиях области выпускались дальний противолодочный самолет Ту-142М, а так же на его базе самолет-ретранслятор. Был разработан и построен самый большой в мире самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». В ходе испытаний на нем было установлено 126 мировых рекордов. В серийное производство были запущены новые модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24 и не имеющего в мире аналогов вертолета Ми-26.
На рубеже 80-х годов в Ростове был создан завод «Квант», занявшийся разработкой и производством космических приборов. В эти же годы молодые ученые-энтузиасты создали научно-производственное объединение «Орбита», которое и сегодня успешно сотрудничает с Центром подготовки космонавтов. Предприятия области принимали участие в создании многоразового космического корабля «Буран», оборудования для стыковки кораблей «Союз», «Прогресс», орбитального комплекса «Мир», радиоэлектронного и гидроакустического оборудования для ВМФ и ПВО.
- А как развивалась транспортная инфраструктура Ростовской области?
- В эти годы был реконструирован Ростовский аэропорт, были построены крупные аэропорты в Белой Калитве и Волгодонске, железная дорога и порт в Усть-Донецке, Николаевский и Константиновский гидроузлы. В Ростове-на-Дону возводится новое здание речного вокзала с 9-этажной гостиницей, реконструированы Главный и пригородный железнодорожные вокзалы, построен новый Главный автовокзал.
Была введена в строй одна из самых больших в СССР транспортная развязка в районе Батайска, построен западный обход Батайска и Ростова с мостом через реку Дон в районе ГПЗ-10 для автомобильного и железнодорожного транспорта.
Особое место в моей работе занимало строительство по наказу депутата Верховного Совета СССР Михаила Шолохова моста через Дон в районе станицы Вешенской. В январе 1984 года я навещал Михаила Александровича в московской клинике. Шутили, что в мае выпьем по стопке со строителями на открытии моста, а в феврале Михаила Александровича не стало.
- Какое место занимало развитие социальной инфраструктуры?
- Пожалуй, самое главное в работе всех коллективов. Только за 10-ю пятилетку в области улучшили жилищные условия более 200 тысяч семей. В Ростове была построена Областная клиническая больница № 1, городская больница № 20, БСМП № 2, новый учебный корпус Ростовского мединститута, больница №3 в Таганроге, организовано более 150 медпунктов на животноводческих фермах.
К 1984 году Ростовская область оказалась в лидерах среди других краев и областей по обеспеченности местами в школьных и дошкольных учреждениях, по количеству фельдшерско-акушерских пунктов на тысячу жителей, спортивных сооружений и площадок, учреждений культуры.
Преобразовывались и расширяли свои границы города и населенные пункты. В Ростове появились новые жилые массивы: Западный, Северный, Александровка, население Волгодонска за эти годы выросло в 6 раз, в Донецке появился жилой массив экскаваторщиков, новые микрорайоны выросли при АКДП, в Белой Калитве, Новочеркасске, Батайске, Аксае и других городах области.
За 1986-1988 гг. было построено 4,8 млн. квадратных метров жилья, количество школ и дошкольных учреждений увеличилось в 1,5 раза, больниц и поликлиник в 2,4 раза, ПТУ в 2,4 раза, учреждений культуры в 2,6 раза.
Тогда же мы приняли решение о бесплатном проезде ветеранов Великой Отечественной войны в общественном транспорте.
- Именно в те годы в Ростове-на-Дону впервые заговорили о строительстве метро.
- Мне дважды поручалось подключаться к пробиванию вопроса строительства метро в Ростове. Работая в ЦК партии, я знал кухню подготовки решений и поэтому прошел все ступеньки структур аппарата от заведующих секторов до руководителей отделов, причастных к подготовке этого вопроса. Ростов был включен в проект решения правительства, но при подписании в тройку городов не попал.
Позже мы попросили во время визита в Ростовскую область Е. К. Лигачева (он в то время был вторым лицом в партии) посодействовать в решении этой проблемы. Главный аргумент, который приводился против, сложные горно-геологические условия. Тогда я пригласил проектировщиков, и мы съездили на шахту «Обуховская», тогда она называлась шахта им. Ленинского комсомола. Они убедились, что наши шахтеры могут проходить горные выработки не меньше по объему туннелей метростроя, а то и больше. Мы также посетили трест «Спецпроходка», главная специальность работников этого подразделения проходить горные выработки в самых сложных условиях. Егор Кузьмич позвонил Николаю Ивановичу Рыжкову (глава Правительства СССР). После проработки этого вопроса в Госплане СССР было подписано отдельное решение о строительстве метро в Ростове-на-Дону. Многие ростовчане помнят, как в конце 1980-х годов во многих участках города были огорожены участки с буквой «М» и велись проектно-изыскательские работы. Но последовавшие события в стране не дали возможности осуществить это благое дело.
- Как Вы оцениваете сегодняшний день Ростовской области?
- Экономика Дона развивается поступательно, и по некоторым направлениям мы даже опережаем среднероссийские показатели. Строятся новые предприятия, внедряются передовые технологии, привлекаются инвестиции. Радуют успехи в растениеводстве, огорчает животноводство. Область располагает большим потенциалом развития за счет импортозамещения. Для этого необходимо начать с решения вопросов переработки и сбыта готовой продукции.
Наш край имеет огромный аграрный потенциал. Продукты питания покупаются человеком ежедневно. Продукты это качество нашей жизни, качество здоровья, это продовольственная безопасность нашей страны. Сельское хозяйство дает рабочие места, стимулирует развитие смежных отраслей промышленности. Но главное конечный продукт создается в нашем регионе. А это и максимальная добавочная стоимость, и дополнительные налоговые поступления.
Многие сельхозпроизводители Ростовской области являются крупнейшими экспортерами и справедливо этим гордятся. Но большая часть экспортируемого сырья возвращается к нам в виде готовой продукции, становится намного дороже, да и новые рабочие места создаются за кордоном.
С учетом того, что область располагает огромными сельскохозяйственными и промышленными ресурсами, полностью обеспечивает себя электроэнергией, имеет разветвленную газопроводную сеть, у нас есть большие возможности для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса с привлечением инвестиций, льготных и целевых кредитов и частного капитала.
Не используются возможности кооперации, которая закупала бы продукцию сельского хозяйства в глубинке, имела бы собственные пункты реализации свежей и переработанной продукции для населения. Когда-то она эффективно работала и пользовалась большим спросом и у горожан, и у селян.
Большим достижением руководства области является решение о проведении чемпионата мира по футболу в Ростове-на-Дону, которое стало новым импульсом для поступательного развития региона. Это обязывает всех участников этого проекта с особой ответственностью отнестись к его реализации, ведь выделение такого финансирования едва ли ожидается в будущем.
Основой государства является семья. Поэтому для областного бюджета в приоритете должны быть здравоохранение, образование и наука, сельское хозяйство. А образованная и здоровая нация способна разрабатывать и осваивать новые технологии и технику, способна в разы повышать производительность труда, снижать себестоимость продукции, улучшать жизненный уровень населения.
- Какую роль в жизни Ростовской области может сыграть институт почетных граждан?
- Корпус почетных граждан Ростовской области достаточно молод, ему всего 4 года, и состоит он из 6 человек. Все они активно участвуют в общественной жизни области, делятся своим бесценным опытом с нынешними руководителями и молодежью.
Юрий Александрович Песков является советником руководства завода «Ростсельмаш», активно работает в Общественной палате Ростовской области, встречается с производственными коллективами Ростова, Таганрога, Новочеркасска, выступает в СМИ. Его рекомендации по развитию промышленности и сельского хозяйства изучаются областными и федеральными органами власти.
Федор Макарович Котляренко возглавляет совет старейшин Северо-Кавказской железной дороги и продолжает делиться своим бесценным опытом с молодыми работниками магистрали. К Нине Васильевне Переверзевой по-прежнему приезжают за советом не только земляки, но и селяне из соседних районов Ставропольского края. Геннадий Иванович Левченко неразрывно связан со своим заводом «Красный котельщик», работает в Таганрогском совете ветеранов и в Общественной палате Ростовской области. Борис Николаевич Слюсарь возглавляет совет директоров ОАО «Роствертол».
Я тоже являюсь главным консультантом на общественных началах Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации ЮФО «Юг» и членом Общественной палаты области.
Думаю, что формы и методы использования бесценного опыта почетных граждан будут совершенствоваться, особенно при обсуждении стратегического планирования социально-экономического развития Ростовской области.
Хотел бы сегодня вспомнить и тех, кого уже нет рядом с нами, кто своим трудом превратил наш край из аграрно-сырьевого в мощный аграрно-индустриальный центр страны. Многие из них могли стать почетными гражданами при жизни, но тогда не было на Дону такого института. Время быстротечно. Многое забывается, а иногда и искажается, обрастает слухами. Я давно уже предлагаю издать Энциклопедию Ростовской области, в которой были бы собраны статьи о людях, внесших личный вклад в историю области, а также о предприятиях, учреждениях и организациях, о культурных и исторических памятниках. Ведь наша область по территории, количеству населения, агропромышленному потенциалу, науке и культуре равноценна многим европейским государствам.