Научпросвет от ростовских энтузиастов

Научпросвет от ростовских энтузиастов
Научпросвет от ростовских энтузиастов
Фото: www.rostof.ru
Научно-просветительский проект «Наука Pro», созданный энтузиастами, начал работу в Ростове весной этого года. Он представляет собой бесплатные лекции учёных, которые может посетить или посмотреть любой, кто хочет узнать что-то новое и интересное об окружающем нас мире. Проект стартовал достаточно успешно — на первое мероприятие пришли около 200 человек.

Один из организаторов проекта — Евгений МИРОНОВ — рассказал «РО» о том, как появилась «Наука Pro», зачем нужно развивать канал проекта на Youtube, когда будут следующие лекции и почему уметь мыслить критически — очень важно.


«Земля плоская» и прочее мифотворчество

— Как появилась идея создать такой проект и почему?

— «Наука Pro» — вершина айсберга знакомств и различного опыта многих людей. Организаторы проекта — это люди с высшим образованием: историки, археологи, психологи, юристы, физики, геологи, филологи, лингвисты, художники. Всем им приходилось сталкиваться с откровенным мифотворчеством и лженаукой. Например, существует альтернативная история математиков Фоменко и Носовского. Они отвергают современную научную хронологию, основанную на огромном количестве археологических и исторических доказательств, и предлагают свою. Я знаю людей, которые не верят, что американцы летали на Луну, платят деньги экстрасенсам или допускают, что Земля плоская. Идея научпросвета жила у нас в головах уже давно. У кого-то она должна была выстрелить. Выстрелила у меня. Я собрал вместе всех сегодняшних членов команды «Наука Pro», мы познакомились по ближе, обсудили идеи и принялись за дело. Это было в феврале, а уже в марте прошло первое мероприятие.

— Как вы готовились в течение этого времени?

— Мы пригласили лекторов, обсудили с ними темы выступлений, начали активно развивать наши страницы в социальных сетях и канал на Youtube. Заранее делали анонсы лекций, представляли каждого учёного, выкладывали интересные фотографии с ними. На первом мероприятии выступал известный российский антрополог Станислав Дробышевский из МГУ (многие знают его по сайту antropogenez.ru, он — его главный научный редактор), Андрей Цыбрий, ростовский археолог, один из соавторов этно­археологического комплекса «Затерянный мир» в хуторе Пухляковском. Также мы пригласили научного сотрудника Ростовского краеведческого музея, палеонтолога Олега Добровольского. Собралось около 200 слушателей. Для кинозала Донской государственной публичной библиотеки это прилично. Всего на этой площадке у нас прошло уже 6 мероприятий. А летом мы решили сделать перерыв, потому что многие наши участники разъезжаются. Следующие лекции начнутся в октябре.

— На Youtube вы выкладываете видео лекций в библиотеке?

— Не только. Наши сюжеты не ограничиваются форматом студийных лекций, ведь процессы изготовления кремневых и бронзовых орудий или археологических раскопок лучше увидеть непосредственно. Изначально мы хотели сделать проект доступным для всех людей, поэтому и создали в Интернете свой канал на Youtube. Так нас может посмотреть большое количество людей из любой точки мира. К примеру, на лекцию Дробышевского в ДГПБ пришли 200 человек, а на канале Youtube её посмотрели около сорока тысяч человек, среди которых не только россияне, но и европейцы и американцы.


И для рабочего, и для учёного

— На каких слушателей рассчитан ваш проект?

— На всех интересующихся наукой людей — от школьников до пенсионеров. Уровень образования значения не имеет — на лекцию может прийти и рабочий с завода, и сотрудник научно- исследовательского института. Мы просим лекторов, чтобы они рассказывали свою тему наиболее доступным языком, так, чтобы всем было интересно и понятно. В ДГПБ приходят слушатели разных возрастов, в основном от 20 до 40 лет, студенты и люди с высшим образованием.

— А кто ваши лекторы?

— Наши лекторы — это преподаватели вузов Ростова-на-Дону и Ростовской области, сотрудники научно-исследовательских институтов, академических структур, музеев, археологических организаций. Также мы приглашаем учёных из Москвы и других городов, которые известны по общероссийскому проекту «Анторопогенез» и форуму «Учёные против мифов». Вообще, «Наука Pro» — не только просветительская деятельность, это ещё и площадка для самовыражения учёных. Им приятно и важно транслировать своё знание широкой аудитории, это их миссия.

— Как происходит отбор тем лекций?

— Обычно лекторы сами предлагают нам список тем, о чём они могут и хотели бы рассказать.

— О чём учёные рассказывают слушателям?

— Об истории золотоордынского города Азака, который в XIII-XV веках располагался на месте современного Азова; первых шагах физиков в открытии атома; методике археологических раскопок могильника меотов на улице Станиславского; о плюсах и минусах прививок; о том, действительно ли полезны биодобавки и насколько опасна радиация. Ещё наши лекторы делают наглядные эксперименты. Например, мы снимали цикл видео, в котором археологи объясняли и показывали, как первобытный человек работал с каменными орудиями. Ведь в обществе есть предубеждение, что в каменном веке жили примитивные люди. Однако они заселили всю планету, преодолевая такие препятствия, какие современный человек и не мыслит преодолеть без новейшей техники и современных удобств. Их бытовая жизнь была весьма развита. В этом цикле показано, как изготовить наконечник стрелы и рубило из кремня или кварцита, как эволюционировали во времени каменные орудия древних людей, как выплавляли бронзовый топор в условиях, приближенных к аутентичным, и многое другое.

И, как правило, наши лекторы не говорят, что то, что они рассказали, — истина в последней инстанции. Они объясняют, что есть такая-то информация, её можно проверить, и что есть ещё несколько других точек зрения. И это самый правильный подход в просвещении.


Реакция на отсутствие просвещения

— Как бы вы описали главные цели проекта? Для чего он существует?

— Мы хотим просвещать людей, знакомить их с интересными сферами жизни, популяризировать научное мировоззрение, рациональное и критическое мышление. Ещё мы хотим показать, что учёные — это не сухие люди, как принято считать в обществе, а живые, активные, любознательные. Они путешествуют, участвуют в экспедициях. К тому же люди думают, что наука — это нечто закостенелое, ортодоксальное. Но это отнюдь не так. Многие теории друг друга сменяют, постоянно происходит процесс поиска истины. И мы хотим показать нашим слушателям, как это происходит.

Вообще, наш проект — это в том числе реакция на отсутствие той просветительской деятельности, которую должны вести телевизионные каналы, школы и вузы. У местного телевидения, ЮФУ, РИНХа, ДГТУ и других высших учебных заведений нет подобных каналов на Youtube, где бы учёные и преподавали рассказывали какие-то интересные вещи.

В будущем мы мечтаем расширить нашу деятельность, проводить мероприятия более масштабные по разнообразию тем и участников, а сейчас перешли в летний формат путешествий и студийной записи. Так, в конце археологического сезона мы будем общаться в полевых условиях с археологами на Тамани и в Крыму и записывать с ними видео. Также снимем сюжет об уникальной находке петроглифов у хутора Скельновский в Ростовской области.

— Есть ли в Ростове проекты, подобные вашему?

— Сама идея научпросвета в Ростове не нова. Многие люди пытались что-то подобное делать и в девяностые годы, и в двухтысячные. Например, в Ростове был замечательный проект «Хочу всё знать». С одним из его организаторов мы сотрудничаем. Сейчас проходят разные лекции в центре культурных программ ДГПБ. Но мало кто сочетает разные форматы и ведёт активность в соцсетях и на Youtube. Кроме того, мы стараемся, чтобы лекции читали состоявшиеся учёные, которые сами ведут исследования, находятся «на переднем крае» науки.

— Вы сказали, что одна из целей «Науки Pro» — приучать людей к критическому мышлению. Почему важно уметь мыслить критически?

— Потому что людьми, которые этого не умеют, легко управлять. Им можно навязать любую идею, их легко обмануть. Их можно заставить воевать на войне, которая им не нужна, заставить считать, что вся их жизнь — зарабатывание денег и ничего больше, убедить заниматься нелюбимым и неинтересным делом. А научное познание — это то, что объясняет окружающий мир и открывает новое, что потом становится частью нашей жизни. Это то, что позволяет летать на самолётах, космических кораблях, с помощью чего работают сотовые телефоны, компьютеры, машины, интернет. В числе прочего, научное по знание — это способ анализа информации. И человек, который владеет критическим мышлением, не примет на веру новость, которую увидел в телевизоре на одном канале, а посмотрит несколько СМИ, поищет информацию в интернете, изучит разные источники, подумает своей головой и вынесет своё решение.

Адрес научно-просветительского проекта «Наука Pro»: https://vk.com/rostov_nauka_pro

На снимках: организаторы и лекторы проекта «Наука Pro» на самом первом мероприятии (Евгений Миронов — первый слева в верхнем ряду); на лекции

Фото из группы проекта «Вконтакте»

 
По теме
В Ростове арестовали сектантов, поклонявшихся солнцу и вербовавших военных - Bloknot-Rostov.Ru Тысячи людей съезжаются в Казахстан в поисках лечения Фото: антисекта.рф ; В Ростове Ленинский районный суд арестовал на 2 месяца лидера и трех участников ячейки запрещенной в России экстремистской организации «Алля-Аят».
Bloknot-Rostov.Ru
Отвага и мудрость таланта - Библиотека им. Ф.П. Крюкова К 100-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева 15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя, признанного классика отечественной литературы и основателя жанра лейтенантской прозы Юрия Бондарева .
Библиотека им. Ф.П. Крюкова
Пальмира.jpg - Военно-исторический музей «Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
Военно-исторический музей