Алексей Учитель: Утверждать, что святой не мог влюбиться и иметь роман - это смешно

Вокруг «Матильды» уже сломаны сотни копий с подачи депутата Натальи Поклонской Фото: ТАСС
Утверждать, что святой не мог влюбиться и иметь роман - это смешно Фото: кадр из фильма
Накануне выхода «Матильды» в российский прокат, кинообозреватель «КП» пообщался с режиссером Алексеем Учителем
Фото: www.rostov.kp.ru
Режиссер мелодрамы «Матильда» уверен, что после просмотра зрители начнут еще больше уважать Николая II Стас ТЫРКИН

Три дня остается до премьеры самого ожидаемого фильма года . Вокруг «Матильды» уже сломаны сотни копий с подачи депутата Натальи Поклонской. Были и поджоги машин, и угрозы, и мирные молитвенные стояния. Главные обвинения противников показа картины - в ней все ложь. Накануне выхода «Матильды» в российский прокат, кинообозреватель «КП» узнал у режиссера Алексея Учителя, так что же в его произведении основано на реальных фактах, а где - художественный вымысел.

«Для меня было откровением, что уже тогда носили джинсы»

- Автором сценария «Матильды» был известный писатель Александр Терехов. Как вам с ним работалось и почему в результате его имени нет в титрах?

- Я провел своеобразный конкурс синопсисов будущего фильма (синопсис - краткий вариант сценария - Авт.). В нем участвовало около 12 человек, но я выбрал Терехова. Во-первых, мне очень нравится то, что он пишет прозу - романы «Каменный мост», «Немцы». Во-вторых, прочитав те 12 страниц, которые он принес, я был поражен тем, что сразу «увидел» то, о чем он писал. Настолько кинематографично это было. Мы работали с ним замечательно, он очень много придумал, многое нашел в архивах, с ним было очень интересно. Он застонал, конечно, когда после седьмого или восьмого варианта сценария я попросил его что-то еще доработать. И даже в какой-то момент забастовал, но потом все равно закончил сценарий. Был он у нас и на съемках, мы вместе выбирали актеров. Но в последний момент он попросил поставить псевдоним вместо своей фамилии, без объяснений. Он не видел фильм, поэтому можно только догадываться, что повлияло на его решение. Мы по-прежнему с ним в нормальных отношениях, у нас были планы работать дальше…

- Насколько много в сценарии вымысла и насколько ваша картина основана на фактах?

- Безусловно, доля вымысла в фильме есть. Например, персонаж, которого играет Данила Козловский, отчасти вымышлен, отчасти нет. Действительно, был английский офицер, который влюбился в Кшесинскую, когда ей было 15 лет, у этого офицера была невеста, которая повесилась, когда он ее бросил - это все было. Но мы сделали из англичанина русского офицера и домыслили какие-то моменты, которых не могли знать. Или доктор Фишель, которого играет знаменитый немецкий театральный режиссер Томас Остермайер (это его дебют в кино). Иностранный врач действительно был, его привезла с собой будущая императрица Александра Федоровна. Я уж не говорю об основных событиях в фильме - они все соответствуют исторической правде. И крушение царского поезда, и Ходынка, и коронация... Но какие-то детали, которые нигде не зафиксированы, когда люди оставались вдвоем и об этом ни в архивах, ни в письмах ничего нет, мы домыслили, воспользовавшись своим правом на авторский взгляд.

Вокруг «Матильды» уже сломаны сотни копий с подачи депутата Натальи ПоклонскойФото: ТАСС

- Уже слышны упреки в недостоверности сцены, в которой Николай теряет сознание во время коронации. Или что он не ездил на Ходынское поле, как показано у вас в фильме, а отправился вместо этого на бал.

- Он потерял сознание на 40 минут! Это исторический факт! Другое дело - от чего будущий император упал в обморок, на эту тему мы могли позволить себе немного пофантазировать. Что касается Ходынки, у нас действительно нет сцены бала, но то, что в эту ночь или на следующий день император был на Ходынском поле, - это тоже абсолютно достоверно. Молитва царя по погибшим в финале фильма - даже если ее не было в реальности - точно отражает характер нашего императора, каким я его себе представляю. Вообще в фильме правдоподобны даже многие детали. Когда однажды Ларс Айдингер пришел на съемках в джинсах, я заорал на художников по костюмам: «Почему его не переодели?». Оказалось, что это абсолютно достоверно! Для меня было откровением, что в то время уже носили джинсы, были популярны мотоциклы и катание на роликах - вот почему помощник персонажа Евгения Миронова, директора балетной труппы, ездит у нас на роликовых коньках.

Утверждать, что святой не мог влюбиться и иметь роман - это смешноФото: кадр из фильма

«Эта любовная история определила, в какой стране мы сейчас живем»

- Главного героя все зовут Ники. Не Николай. Подозреваю, что не может быть святого по имени Ники.

- Конечно. Николай II и его семья были канонизированы после их мученической смерти. Это не значит, что их жизнь закрыта для нас. Утверждать, что святой не мог влюбиться и иметь роман - это смешно. В нашей истории нет ни капли пошлости, какой-то «клубнички». Она о другом. Мы пытались показать Николая не как икону, а как человека, перед которым был тяжелейший выбор - между свободой, любовью и долгом. Мне кажется, что, посмотрев фильм, зритель проникнется еще большим уважением к последнему императору. Это и было нашей целью.

- Мне кажется, в фильме есть мысль о том, что, если бы царю, который был не самым сильным политиком ХХ века, дали возможность остаться человеком, то, может быть, и история России пошла бы по другому пути.

- Я, собственно, из-за этого и взялся за эту тему. Мне кажется, что благодаря или вопреки этой любовной истории, в тот период как бы решилось, в какой стране мы живем сейчас. Для меня существовала такая параллель. Она, может быть, немножко диковато звучит, но на самом деле это так. Потому что, если бы не неожиданная смерть отца наследника престола - императора Александра III, связанная крушением царского поезда, где погибло около 80 человек, он мог бы править еще очень долго. Но Александр III поднимает крышу вагона, вся семья спасается, он надрывает почку и умирает в 48 лет. Свадьба Николая и Александры Федоровны состоялась благодаря тому, что на два дня был отменен траур по отцу. То есть, это было сделано спешно. Приехавшие на похороны гости остались на свадьбу. Я думаю, что было опасение, что он откажется жениться. Иначе почему такая спешка? Получается, что его буквально затолкали под венец, что не исключает того, что он впоследствии обожал свою семью… Мне кажется, была вероятность того, что Николай не станет императором. У него был брат, который мог сесть на трон. И тогда мы не знаем, по какому пути пошла бы страна. Был бы 1917 год? У меня все время сидело в голове, что все могло бы сложиться совсем не так. При этом я считаю, что Николай был совсем не самый плохой правитель России. И при нем очень много было сделано. За 17 лет его правления, с 1896-го по 1913-й год, Россия сделала громадный скачок. Стала первой в Европе по всем показателям. И второй в мире. Больше такого не было в истории нашего государства.

- Откуда тогда миф о том, что это был слабый царь?

- Мне кажется, не слабый, а мягкий - по характеру, по обращению. Мне кажется, что и на Западе, и внутри страны, наоборот, он был слишком успешен. Как только началась Первая мировая война, все пошло наперекосяк. Известно, что англичане принимали активное участие в революции - и в какой-то момент он просто не понял, что это надо предотвратить. Ему казалось, что это невозможно, что это были какие-то мелкие волнения… Был упущен момент, а дальше уже началась лавина, которую нельзя было остановить. Он проявил мягкость в критический момент - когда надо было жестко и твердо подавить революцию. Был у него еще один недостаток - он слишком слушал свою жену. Может быть, не стоило это делать... Но тем и интересен этот человек, что он не статуя, что в нем есть и хорошее, и плохое. То, что мы пытаемся раскрыть его характер, совершенно не значит, что мы его принижаем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Илья Учитель: "Папа никогда не думал, что может столкнуться с таким невежеством"

Сын знаменитого режиссера рассказал, как относится к ситуации с "Матильдой"

На Мальте закончилась Неделя российского кино, организованная при содействии Министерства культуры РФ. В программе был и дебютный фильм Ильи Учителя "Огни большой деревни" - комедия о парнях из провинции, которые пытаются спасти единственный в городе кинотеатр, решают с этой целью самостоятельно снять блокбастер, похищают артиста Дмитрия Дюжева и заставляют его сыграть главную роль. (подробности)

КСТАТИ

Дневники цесаревича Николая Романова: Что писал наследник российского престола о балерине Матильде Кшесинской

«Комсомолка» прочла дневники будущего императора Николая Второго, в которых он описывает свое влечение к очаровательной балерине

Любители «клубнички» будут разочарованы. Назвать «откровениями» дневники цесаревича Николая очень трудно. Записи рисуют нам образ человека сухого, очень немногословного и весьма целомудренного. Содержание дневников не по-царски далеко от политики. А контраст описываемых событий порой вызывает оторопь. Чего стоит запись «После панихиды катались на коньках... пили шампузо». Советские историки на основании дневников рисовали царя как человека недалекого и равнодушного... Ныне популярна точка зрения, что дневники поддельны... Однако специалисты не видят особых противоречий между личностью царя и тем, что написано в его тетрадях. «Что бы ни было в дневниках, это не имеет никакого значения, - говорит литературный критик Валентин Курбатов. - Своей мученической смертью он искупил все, что было до». (подробности)

Дневник Матильды Кшесинской: Что писала знаменитая балерина о цесаревиче Николае Романове

«Комсомолка» прочла дневники, в которых балерина рассказывает подробности ее романа с наследником русского престола

Дневники Матильды Кшесинской, записки и черновики писем к «дорогому Ники» и даже ее карандашный портрет цесаревича почти сто лет хранятся в фондах Музея им. Бахрушина. Но особый интерес к ним появился лишь недавно - в связи с выходом фильма Алексея Учителя «Матильда». По этим чудом уцелевшим записям можно составить представление, как развивались романтические отношения будущего российского императора Николая II и юной балерины. С разрешения Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина мы печатаем отрывки из дневников. (подробности)

Еще больше материалов по теме: «Фильм Алексея Учителя "Матильда"»

 
По теме
Воспоминания будущего императора об отношениях с балериной Матильдой Кшесинской прозвучали в эфире Радио «Комсомольская правда» [видео] Денис СУХОВ true_kpru Скандальный выход на экраны нового фильма Алексея Учителя «
Вечерня с чином прощения - Приход Святого Георгия Победоносца «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда,
Приход Святого Георгия Победоносца
Игра «Наш храм» - Приход Святого Георгия Победоносца 17 марта, в Прощеное воскресенье, воспитанники старших групп воскресной школы прихода святого Георгия Победоносца приняли участие в маршрутной игре «Наш храм».
Приход Святого Георгия Победоносца
Час духовного просвещения «Духовных книг божественная мудрость» в библиотеках Семикаракорского района - Семикаракорский район 14 марта в библиотеках Семикаракорского района прошёл час духовного просвещения «Духовных книг божественная мудрость», приуроченный ко Дню православной книги.
Семикаракорский район
Новости - Росздравнадзор Счетчик обращений граждан и организаций Поступило 37822 на рассмотрении 6296 решено 31526 ВРАЧ ВРАЧ Мониторинг безопасности лекарственных препаратов Контроль качества лекарственных средств Мониторинг ассортим
Росздравнадзор
В Миллерово проводили Масленицу - Миллеровское Агентство Новостей С чего начинается  весна? Конечно, с проводов зимы. Масленица — древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом.
Миллеровское Агентство Новостей
Уличная акция "Крымская весна" - Новочеркасская ЦБС 16 марта – судьбоносная дата в истории современной России. 10 лет назад в этот день жители Крыма и севастопольцы на референдуме сказали «Да» за вхождение полуострова в состав России.
Новочеркасская ЦБС