Будет ли весь мир летать на русских самолетах

Фото: www.rostov.kp.ru
Почему отечественный «Суперджет» не может завоевать рынок Олег АДАМОВИЧ @OAAdamovich

Десять лет назад, в мае 2008 года, Superjet-100 совершил первый испытательный полет. По случаю годовщины мы и решили посмотреть, что сейчас происходит в российском авиастроении.

ФИЛОСОФИЯ КАЙДЗЕН

...Из Хабаровска, где находится пассажирский аэро­порт, до Комсомольска-на-Амуре, где делают Superjet, надо ехать на автобусе. За семь часов разбитый асфальт буквально вытряс из меня душу.

- Как же вы здесь детали для самолетов возите? С ними же нежно надо, а тут яма на яме.

- Вы что? Комплектующие мы доставляем на поезде или самолете. По этой дороге только люди ездят, - ответил водитель автобуса, работающий на компанию «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС).

Superjet - это практически единственный большой пассажирский самолет, который сейчас серийно делается в России. На дальневосточный завод работает все, что осталось от советской гражданской авиапромышленности.

На предприятии понимают серьезность положения - очень стараются, чтобы народ не халтурил и постоянно улучшал свою работу.

- Если рабочий сделает ошибку, но сообщит о ней, про него напишут в фабричной газете. Мы таких сотрудников хвалим и отмечаем, - рассказал вице-президент по производству ГСС Дмитрий Блощинский. - Лучше, если брак сразу вскроется, нежели во время эксплуатации.

- И часто выходят такие заметки?

- Не очень. Хорошо работаем.

На заводе в Комсомольске-на-Амуре постоянно занимаются рационализаторством. Только тут это называют философией кайдзен (японское слово, которое и означает рационализаторство).

- Авторов лучших кайдзен-предложений мы награждаем именным парковочным местом у самой проходной. Рабочие ставят машины ближе, чем руководство. Если у кого авто нет, то его из дома на завод возят на специальном комфортабельном микроавтобусе, на котором обычно ездит начальство, - поясняет Блощинский.

С завода Superjet выходит летающим, но «голым». Салона нет, внутри только утеплитель и металл. Снаружи корпус покрыт зеленой грунтовкой - красят самолет уже под конкретную авиакомпанию.

Для российских заказчиков внутреннюю обшивку самолета вставляют в Ульяновске. Салон для иностранных покупателей монтируют в Италии. Только кабина пилотов выходит с завода полностью готовой.

За месяц завод в Комсомольске-на-Амуре делает один самолет. А вообще они могут собирать 40 Superjet в год. Но на максимальную мощность предприятие не работало никогда.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ПРОЛЕТАЕТ МИМО РЫНКА?

Когда Superjet только начали создавать в начале 2000-х, тогдашний глава компании «Сухой» Михаил Погосян обещал делать по 60 - 70 самолетов в год. До 2025 года предполагалось построить 1000 лайнеров. А по госпрограмме уже к 2015 году мы должны были занять 5% глобального пассажирского авиарынка.

Но что-то пошло не так. В 2017 году сделали только 34 борта (это около 1% рынка) - тоже неплохо, но намного меньше, чем планировалось в начале. По данным за май 2018 года, в эксплуатации находится 127 самолетов. Почему же «Суперджеты» не разлетаются как горячие пирожки? Ведь эксперты уверяют: самолет получился хороший.

Есть версия, что Superjet пролетел мимо потребностей рынка. Отечественным перевозчикам нужна другая вместимость.

- На ближних и средних рейсах у нас летают самолеты с 75 креслами, - считает главред портала Avia.ru Роман Гусаров. - На дальних рейсах курсируют лайнеры с салоном от 120 кресел. Superjet рассчитан на 95 мест. Получается, что для одних отечественных перевозчиков он слишком большой, для других - слишком маленький.

- Сам по себе объем 95 - 100 мест не плохой и не хороший. Популярность одного и того же самолета меняется от регионального рынка, - говорит эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко.

По словам специалистов, лайнеры на 100 мест любят перевозчики в Южной Америке и Азии. На 75 мест - компании в США и России.

А почему наш замечательный Superjet плохо идет на экспорт?

- На Западе почти все самолеты берутся в лизинг, - говорит глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Американские, европейские банки могут дать длинные кредиты под низкий процент. А наши банки не могут. Поэтому получается, что наш дешевый экономичный самолет в итоге обходится дороже из-за переплат по кредиту.

Точных условий, по которым перевозчики берут самолеты в лизинг, нет в открытом доступе. Часто это коммерческая тайна. Но по приблизительным оценкам Института экономики транспорта, на Западе годовая переплата по авиакредиту - около 0,5%, в России - 7,5%.

Ладно бы дело оказалось только в цене. Еще одна беда отечественного лайнера - сервисное обслуживание. Чтобы быстро привозить детали, в разных регионах должны стоять большие склады. Но держать такие хранилища дорого. «Сухому» сначала надо купить запчасть на Западе (наш лайнер минимум на две трети сделан из импортных комплектующих), а потом ждать, когда она понадобится. Сделать так получается не всегда, поэтому детали могут идти до пяти дней. В это время самолет прикован к земле.

А в двух вещах нашему «Суперджету» просто не повезло. Первое - когда самолет вышел на рынок, разразился экономический кризис, перевозчики неохотно покупали новую технику. Второе - американские санкции повлияли на выбор иностранных компаний.

Кабина пилотов Superjet почти такая же, как у Boeing и Airbus. Даже меховой чехол на сиденье для удобства летчиков есть на всех наших лайнерах.Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ

Изначально предполагалось, что будет создано целое семейство лайнеров: на 65, 75 и 95 мест. Но потом оказалось, что средств на разработку семейства не хватит. И решили делать только один, самый большой, самолет. Теперь компания «Сухой» вернулась к разработке 75-местной версии.

- У нового укороченного самолета будет новое крыло, авионика и отличия фюзеляжа, - рассказал вице-президент по производству ГСС Дмитрий Блощинский. - Возможно, крыло лайнера станет композитным, как у перспективного российского самолета МС-21.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

После практически любого ЧП в нашей авиационной отрасли в очередной раз встает этот вопрос: где же наши отечественные новые самолеты? Зачем наши авиакомпании разоряются, расплачиваясь по лизингу за «Боинги» и «Аэробусы» и за их обслуживание? Почему рынок авиаперевозок даже внутри страны у нас в итоге трясет вместе с курсом валют?

В проект Superjet Россия вложила уже немерено. Но, как говорится, за одного битого двух небитых дают. Эксперты утверждают: именно ошибки, допущенные с Superjet, возможно, позволят нам все-таки возродить отечественный авиапром. Сейчас у нас есть сразу три перспективных самолета, которые могут выдержать конкуренцию: кроме Superjet, еще и МС-21 и Ил-114.

Что не так с другими нашими лайнерами...

 
По теме
shutterstock_418216030_900600 - Малый бизнес Дона   На рынке финансовых услуг лизинг пользуется стабильным спросом у компаний из различных сфер бизнеса, поскольку является отлаженной процедурой с понятными условиями и преимуществами.
21.09.2018
 
В рамках постановления правительства Ростовской области от 13.10.2016 № 697 министерство экономического развития  области объявляет о предоставлении инженерных субсидий.
21.09.2018
Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону ищет подрядчика который займется ремонтом Театральной площади Согласно материалам, опубликованным на портале госзакупок,
20.09.2018
 
Возможности и преимущества системы торгово-промышленных палат обсудили в Шахтах - Шахтинские известия Сегодня в Шахтах прошел "круглый стол" на тему "Развитие межрегиональных торгово-экономических связей на Юге России: возможности и преимущества системы торгово-промышленных палат",
20.09.2018
На асфальт и плитку на Театральной площади потратят почти 24 миллиона рублей - DonNews.Ru Театральную площадь вновь перекроют. Фото airgorod.ru Деньги выделят из бюджета Ростова Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры Ростова ищет подрядчика для ремонта Театральной площади.
21.09.2018 DonNews.Ru
Аквакультура Ростовской области страдает из-за олигархов, перекупщиков и отсутствия госрегулирования - DonNews.Ru Центральный рынок Ростова, фото rg.ru Эксперты рассказали о том, почему донскую рыбу не купить в магазинах Ростовская область сохраняет лидерство в стране по ежегодным объёмам производства товарной рыбы.
21.09.2018 DonNews.Ru
На рынке финансовых услуг лизинг пользуется стабильным спросом у компаний из различных сфер бизнеса, поскольку является отлаженной процедурой с понятными условиями и преимуществами.
20.09.2018 Администрация Ростовской области
Сегодня в Шахтах прошел "круглый стол" на тему "Развитие межрегиональных торгово-экономических связей на Юге России: возможности и преимущества системы торгово-промышленных палат",
20.09.2018 Шахтинские известия
1537541891_image - Ростов.РФ В ночь на 21 сентября в Ростове местный житель 39 лет отроду  возвращался домой по площади 2-й Пятилетки, как внезапно на него набросился неизвестный и стал жестоко избивать.
21.09.2018 Ростов.РФ
«Комсомолка» разыскала одну из жертв изверга, которой удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 Комсомольская правда
DSC03972.JPG - Азовский музей-заповедник 20 сентября в Выставочном зале "Меценат" Азовского музея-заповедника открылась художественная выставка творческой группы "Отражение".
21.09.2018 Азовский музей-заповедник
IV Международный фестиваль мотивационного кино и спорта «Мост искусств» (Bridge of Arts) назвал десятку кинолент, которые будут участвовать в конкурсной программе.
17.09.2018 Газета Наше время
p2109_8 - Администрация г. Шахты В городе Сочи на Красной Поляне прошли соревнования Российского Теннисного Тура (РТТ) «Олимпийские Юниоры» на призы ALL TENNIS - PLAYERS & BABOLAT в возрастной категории до 10 лет.
21.09.2018 Администрация г. Шахты
Власти Ростовской области собрались продать почти половину акций ФК «Ростов» - DonNews.Ru Акции «Ростова» ждут своего хозяина. Фото пресс-службы ФК «Ростов» Депутатов призвали не пугать возможных инвесторов Ростовская область готова распрощаться с частью акций футбольного клуба «Ростов».
21.09.2018 DonNews.Ru
14-16 сентября в городе Сочи на Красной Поляне прошли соревнования Российского Теннисного Тура (РТТ) «Олимпийские Юниоры» на призы ALL TENNIS - PLAYERS & BABOLAT в возрастной категории до 10 лет.
21.09.2018 Шахтинские известия
Департамент городского хозяйства просит шахтинцев 22 сентября не пользоваться автомобилями - Шахтинские известия 22 сентября мировым сообществом отмечается День без автомобиля. Ежегодно, 22 сентября, отмечается Всемирный день без автомобиля – символическая акция, которая проводится по всему миру, чтобы освободить город от шума,
21.09.2018 Шахтинские известия
Прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что двумя сотрудниками полиции были сфальсифицированы доказательства по делам об административных правонарушениях.
21.09.2018 Прокуратура Ростовской области
В городе Шахты ведутся работы по подготовке города жилищного фонда, объектов жизнеобеспечения и социальной сферы города Шахты, тепловых сетей к эксплуатации в осенне-зимний период 2018-2019 годов.
21.09.2018 Администрация г. Шахты