Что такое электронная история болезни? Как работает центр медицинских телекоммуникаций? И для чего в поликлиниках создаются колл-центры? На эти и другие вопросы ответили начальник управления здравоохранения города Надежда ЛЕВИЦКАЯ, главный врач детской поликлиники № 1 Владислав ЕРОФЕЕВ и главный врач детской поликлиники № 17 Сергей МЯСНИКОВ на пресс-конференции, которая прошла 27 октября.
— Цели проводимой информатизации городской системы здравоохранения — обеспечение доступности оказания медицинской помощи, ускорение процессов записи на приём к врачу, регистрации в поликлинике, а главное — создание электронной истории болезни и сайта пациента, — отметила Надежда Левицкая.
Если до недавнего времени медицинский персонал вполне обходился без помощи современной компьютерной техники, то сегодня её наличие в поликлиниках города стало осознанной необходимостью. По словам Надежды Левицкой, сейчас все поликлиники города оснащены компьютерами, создаются и внедряются в работу лечебных учреждений автоматизированные медицинские информационные системы, которые являются частью Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Запись через интернет
Оптимизация работы ростовских поликлиник с использованием новых технологий связана в первую очередь с возможностями быстрой записи на приём к врачу. Теперь ростовчанам не придётся стоять в многочасовых очередях, чтобы записаться на приём, и ходить в поликлинику несколько раз.
Сегодня записаться на приём к врачу можно несколькими простыми способами: через сеть Интернет (напрямую через официальный сайт поликлиники, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг) и с помощью инфоматов, установленных в лечебных учреждениях донской столицы (обращаться с инфоматами пожилым пациентам, не достаточно хорошо разбирающимся в инновационных технологиях, помогают консультанты). Такая запись, как подчёркивает начальник управления здравоохранения города, возможна на сегодняшний день во всех 36 муниципальных поликлиниках Ростова-на-Дону.
— Число ростовчан, записавшихся на приём в городские поликлиники через сеть Интернет, за девять месяцев 2016 года составило 158 тысяч человек, что на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — отметила Надежда Левицкая.
СМС-сервис и колл-центр
В детской поликлинике № 17 в этом году начал работу СМС-сервис. Главный врач поликлиники Сергей Мясников пояснил, что сервис представляет из себя автоматическую рассылку напоминаний пациентам о записи на приём к врачам и предстоящей вакцинации в виде СМС-сообщений.
— Мобильный телефон сейчас есть практически у каждого человека, — отметил Сергей Мясников. — Наши пациенты, вернее, их родители получают не только напоминание в виде СМС-сообщения, но и возможность перезвонить в колл-центр одним нажатием. За время работы СМС-сервиса мы получили много положительных отзывов о нём. Наш девиз: «Пациент — это я, ты — это пациент», мы стараемся поставить себя на место пациента и облегчить жизнь каждого из них. Вполне возможно, что в скором времени посредством СМС мы будем предупреждать ростовчан о предстоящем эпидемиологическом сезоне и необходимости сделать прививку против гриппа.
Надо добавить, что на базе детской поликлиники № 17 с августа 2016 года на основе ранее существовавших регистрационных телефонов трёх педиатрических отделений был создан Единый информационный колл-центр с многоканальным номером 285-03-66 — это специализированное подразделение, которое в режиме онлайн занимается приёмом, регистрацией и обработкой телефонных звонков по оказанию неотложной медицинской помощи детскому населению, а также информированию по сути заданных вопросов с 7 до 20 часов. Теперь специалисты, работающие в регистратуре, не тратят время на разговоры по телефону — так сокращается и время обслуживания пациентов, и очереди. По словам Сергея Мясникова, с появлением колл-центра на обслуживание одного человека в регистратуре уходит всего несколько минут.
Педиатр с планшетом
Проект «Мобильные педиатры» стал первым не только в Ростове-на-Дону, но и в Ростовской области. Реализован он был на базе детской поликлиники № 1.
Педиатры этого лечебного учреждения совершают обходы пациентов с планшетами, которые подключены к специальному интерфейсу и позволяют в режиме онлайн удалённо заполнять историю болезни маленького пациента, смотреть информацию о его предыдущих посещениях поликлиники и результатах лабораторных исследований.
— Заблаговременно мы провели серьёзную подготовительную работу: были полностью компьютеризированы рабочие места врачей, а те, в свою очередь, были обучены работе с электронной регистрацией, — подчёркивает главный врач детской поликлиники № 1 Владислав Ерофеев. — Эффективность работы детских участковых врачей с введением программы «Мобильный педиатр» увеличилась в разы. Находясь дома у пациента, они не только видят всю информацию о нём, но и могут записать его на приём к врачу по электронной очереди, дистанционно назначить консультацию, обследование, открыть и закрыть больничный лист и т. д.
С помощью функции геолокации появилась возможность планировать оптимальную маршрутизацию врачей: на помощь к пациенту придёт тот из них, кто находится ближе к нему географически.
Центр медицинских телекоммуникаций
Уже четыре месяца на базе той же детской поликлиники № 1 работает центр медицинских телекоммуникаций. Здесь установлено компьютерное оборудование, которое позволяет передавать медицинскую информацию очень высокого качества.
В центре можно проводить телеконсультации, телеобучение, телезаключения. Только представьте, вы можете сделать томографию в Ростове-на-Дону, а получить заключение от специалистов высокого класса, которые находятся в любой точке России и мира.
Помимо этого, центры телемедицины при поликлиниках могут проводить вебинары для школьников, их родителей и учителей, посвящённые здоровому образу жизни, необходимости вакцинации и другим важным вопросам.
Электронная история болезни
Электронная история болезни, как предполагает само название, является электронным аналогом традиционной, бумажной истории болезни пациента.
С 1 января 2008 года в Российской Федерации вступил в силу национальный стандарт «Электронная история болезни». Впервые система электронной истории болезни в Ростове-на-Дону была введена в детской городской поликлинике № 1. С 2010 года за время внедрения и эксплуатации медицинских информационных систем в муниципальных учреждениях здравоохранения города электронные истории болезни были заведены более чем на 450 тысяч пациентов.
— Электронные истории болезни открывают большие перспективы для совершенствования системы здравоохранения и для повышения качества оказания медицинской помощи, — подчеркнула Надежда Левицкая. — С врача снимается необходимость заниматься бумажной рутиной, у него появляется возможность больше времени уделять пациенту. Упрощаются процессы, связанные с получением и сортировкой медицинской документации, её хранением. Электронная история болезни предоставляет возможность сбора и анализа эпидемиологических данных, для ведения медицинской статистики. Есть ещё один момент. Все вы знаете, что очень часто у врачей бывает неразборчивый почерк. Электронная история болезни решает и эту проблему.
Сайт пациента
В 2016 году в донской столице на базе детской поликлиники № 1 успешно внедрён проект «Сайт пациента», суть которого заключается в возможности использовать и обмениваться медицинской информацией в сети Интернет, находясь при этом в любой точке мира.
— Каждый пациент имеет право на собственное личное медицинское интернет-пространство, — уверен Владислав Ерофеев. — На сайте пациента будет храниться информация о вас как о пациенте: о сделанных вам прививках, приёмах врачей, обследованиях, результатах лабораторных исследований, перенесённых заболеваниях и многом другом. Это ваша история болезни у вас в кармане. Как только врач завершает осмотр и подписывает его, он автоматически добавляется на сайт пациента. Каждый пациент сможет и сам добавлять информацию на сайт. Например, это могут быть отсканированные документы, которые мы порой забываем, отправляясь в поликлинику. Если вы уедете лечиться в Германию или любую другую страну, вам не нужно будет брать с собой кучу бумажек, — достаточно знать логин и пароль от своего сайта. Сейчас мы подходим к завершающему этапу внедрения этой системы, на которой решаем вопрос защиты персональных данных.
Особенно приятно, что для самих пациентов создание персонального сайта и его заполнение бесплатно.
На сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (rostov-tfoms.ru) появился раздел, в который любой человек, имеющий учётную запись на Едином портале государственных услуг, может зайти и посмотреть, какие медицинские услуги оказывались ему в этом году.
Фото Василия Редько