По формату квиз (от англ. quiz) — это обычная викторина: всем командам задаются вопросы, и у кого больше правильных ответов, тот и победил. Эта идея родилась в Британии в 70-х годах прошлого века, и название тоже эмигрировало. Любопытно, что изначально квизы задумывались как маркетинговый ход, чтобы заманить людей в пабы среди недели и повысить объёмы продаж основной продукции. Со временем забава распространилась по миру. Самый большой зарегистрированный в Книге рекордов Гиннесса квиз прошёл в Бельгии, когда одновременно играло более двух тысяч человек. Интересно, что в русской Википедии нет статьи об истории квиза, но поисковик по запросу выдаёт кучу адресов, где можно поиграть.
Квизы на Дону
Итак, что же такое квиз по-ростовски? На сегодняшний день в нашем городе существует около десяти различных игр, но наиболее массовые из них — «Мозгобойня» и «Квизиум». Помимо них, есть «Инквизиция», «EGЭ», Harat's Quiz, «Тёмные игры», «Иквизишен», «Извилиум», «Мозговой штурм» и другие. Все они в основном похожи, дьявол, как обычно, кроется в деталях. Где-то это бОльшее количество раздаточных материалов, где-то — конкурсы капитанов, расшифровка анаграмм и так далее. Наблюдается и некоторая специализация — FreddieShow рассчитано на знатоков музыки, а «Квизиум» и Harat's Quiz для синефилов делают отдельные киноквизы.
Во всех играх примерно одинаковая стоимость участия, разнятся лишь места и время проведения.
Казалось бы, зачем что-то изобретать? Есть старая добрая интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», можно посмотреть по ТВ «Свою игру». Однако эти игры требуют некоторых энциклопедических и специфических знаний. Формат же барного квиза подразумевает общую эрудицию, знание последних новостей и умение мыслить логически. Именно поэтому на игры собираются не высоколобые интеллигенты, а те, кого принято называть «средний класс».
— Первую игру Harat's Quiz в Ростове мы провели в декабре 2013 года. Мы были одни из первых в городе, кто начал развивать барные викторины, и нам не у кого было учиться. На тот момент к нам приходили 5 команд. В самом начале игра проводилась только один раз в месяц. Через полгода стабильно было 10 команд, через год на играх был аншлаг, и проводиться они стали дважды в месяц. Сейчас мы перешли на еженедельное проведение. Примерно год назад из-за растущей популярности игры был запущен «Harat's КиноQuiz», в котором вопросы составляются исключительно на тему кино, — говорит ведущий и один из организаторов игры Олег Кабаргин.
По его словам, игра отличается от остальных лёгкой, развлекательной атмосферой, минимумом официальности и максимумом дружеского общения.
— Если говорить о технических отличиях, то у нас нет определённого времени на ответ, нет промежуточных результатов и всего два блока по 25 вопросов. Сегодня мы обладаем большим опытом как в организации игры, так и в создании вопросов и готовы им делиться с остальными. Те квизы, которые появляются, — другие, и в том, что в Ростове на сегодняшний день можно найти много различных интеллектуальных игр, хотелось бы думать, есть и немного нашей заслуги, — поясняет Кабаргин.
Организаторы «Мозгобойни» тоже считают, что стали вдохновителями появления подобных интеллектуальных викторин.
— «Мозгобойня» зародилась в Минске. В Россию пришла через Петербург — именно там мы сыграли в неё впервые, и после этого родилась идея привезти её в любимый Ростов. До нас в городе были викторины, но другие. К примеру, «Что? Где? Когда?». Мы же делаем развлечение для всех, предлагая повод собраться с друзьями и весело провести время. Для нас как организаторов это тоже развлечение. Правильнее будет сказать, что это стало нашим хобби. У нас есть основная работа, которая не связана с подобными мероприятиями, — говорят Тимур Паршиков и Роман Белов, организаторы игры. Первая игра состоялась в марте 2016 года, тогда на неё пришло порядка 100 человек. Сейчас стабильно ходят около 300, максимальное число было на нашем дне рождения — более 400 игроков.
Их ближайшие конкуренты — «Квизиум» — придерживаются мнения, что конкуренция — это хорошо.
— Есть смысл придумывать новые идеи, конкурсы. Сейчас квизы начали открываться очень часто, многие проводят одну-две игры и закрываются. Но так происходит в любой сфере. То у нас был бум кальянных, потом бум кофеен. Люди выбирают, какой квиз им нравится больше. Факторов очень много: туры, вопросы, ведущий, организация, фото, призы. Думаем, что такие игры будут интересны всегда. Ведь люди приходят за эмоциями, общением, а как это может надоесть?! — говорят организаторы «Квизиума» Алина СЛАВЯНОВА и Антон ТОЛСТОЙ.
Кому это нужно
Собственно, о том же говорят и игроки.
— Если глаза мне не врут, большая часть играющих в интеллектуальные игры — люди в возрасте 35 плюс-минус 5. Что мегаполис может предложить нам, страдающей от умственного безделья интеллигенции? ЗОЖ с триатлонами и велосипедами по цене крыла от «Боинга»? Политические митинги в защиту или против? Мастер-классы по приготовлению кексов (извините, маффинов!) с начинкой из семян укропа? Спасибо, не надо! — говорит квизер, сотрудник книжного издательства Оксана МОРОЗОВА. — Вот и получается, что барные игры — это, с одной стороны, общественно одобряемый, а с другой — льющий повидло на собственное «я» («горжусь собой») компромисс между просиживанием тушки (тут было другое слово) на диване и внезапным восхождением на гору Фишт офисного хомяка, укушенного возрастом в это самое другое слово. Иными словами, прекрасный предлог уйти из дома на вечер и провести его в приличной компании. Ведь не просто сидишь в баре, но и мыслишь при этом. Не просто ешь штрудель, а питаешь клетки мозга глюкозой. А если не пьёшь и не ешь, то получаешь кайф от того, что угадал, вспомнил, логически вышел на верный ответ. И ещё неизвестно, что действует сильнее.
Отчасти с ней согласен Андрей ЛОЖЕЧНИКОВ, энергетик и игрок в квиз:
— Я играю потому, что мне нравится вспоминать то, что я знал или где-то слышал. Ну и, конечно же, узнавать что-то новое, то, чего я не знал. И мне это не надоест. Мозг нужно питать. И игры помогают это делать, как и походы в театр, кино, чтение книг, — говорит он.
— У меня на работе не всегда включается мозг, зачастую работаешь на автомате, а игра — отличный способ не деградировать умственно. Кроме того, в команде собраны приятные мне люди, с которыми просто хорошо находиться рядом, — подтверждает слова Андрея системный администратор Дмитрий СЫСОЕВ.
При этом, в отличие от организаторов, игроки не столь оптимистичны в оценке будущего квизов в Ростове.
Все опрошенные игроки сходятся во мнении, что игры в нынешнем виде со временем себя изживут или, скорее, перерастут. Одни игроки считают, что нужно менять подходы к организации, завлекать игроков более интересными призами. Другие — усложнять сами игры, выводить на новый уровень, близкий к «Что? Где? Когда?» или «60 секунд». Третьи всем довольны, но им не нравится, что игры стали клонироваться, и сложно разобраться, что и как.
И да, крупнейший алмаз во Вселенной имеет поперечник в 1500 километров, весит 10 миллиардов триллионов карат и находится в созвездии Центавра. А назван он «Люси» в честь знаменитой песни «Битлз» «Люси в небесах с алмазами».
Справка «РО»
Как правило, игры разбиты на темы или раунды. Текстовые: угадать термин, событие, явление, процесс, перевести нечто с других языков, продолжить цитату, дополнить факт, догадаться, о чём речь, по нескольким фактам. Музыкальный тур: по звучащему фрагменту нужно угадать исполнителя, композитора, фильм, а иногда — и автора слов или событие, которому была посвящена композиция. Визуальные вопросы, где нужно догадаться, что или кто изображён, откуда кадр, что рекламируется. Ещё можно встретить задачи, бывают ребусы.
Фото Тимофея Тихонова