Основной бортовой самописец (который еще называют «черным ящиком») разбившегося в воскресенье под Сочи самолета Минобороны Ту-154 был обнаружен телеуправляемым подводным аппаратом «Фалкон» 27 декабря. Подводный робот нашел его в 1600 метрах от берега на глубине 17 метров.
Уже через нескольких часов самописец специальным рейсом был доставлен для расшифровки в подмосковные Люберцы - в Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил РФ. Орнажевая «кастрюля» (сделанная из высокопрочных композитных материалов) была частично разбита, что сразу же вызвало пессимизм среди специалистов. Однако они сумели выжать немало из самописца. По крайней мере, как стало известно «Комсомолке», в записи отчетливо слышны крики в кабине лайнера: «Закрылки, с...ка! Командир, падаем!».
Первая же фраза стала ключом к разгадке трагедии. Как и говорили летчики, много полетавшие на таких же лайнерах, если закрылки самолета не срабатывают синхронно, - это неизбежно ведет к потере управления машиной и ее падению. Что, скорее всего, и случилось...
Некоторые опытные специалисты уже высказывают мнение, что закрылки могли сработать несинхронно либо из-за неправильно поданных команд на агрегаты, либо из-за их неисправности.
Тем временем, из штаба операции на Черном море поступила информация, что найдены и подняты на поверхность еще два самописца.
Водолазы МЧС работают на месте крушения лайнера Ту-154 в Чёрном море.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Всего в самолете было три "черных ящика": один в передней части самолета - в кабине, и еще два – в хвостовой части.
Исследователи надеются выкачать их них «все, что можно». Но главное, что нить, ведущая к разгадке трагедии, уже в их руках.
Маршрут ТУ-154 и место паденияФото: Алексей СТЕФАНОВ
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Эксперт о последних словах экипажа Ту-154: "Получается, эта катастрофа произошла из-за отказа техники"
Андрей Литвинов, пилот 1-го класса, командир А-320:
- Либо это нарушение центровки самолета, и один из членов экипажа кричит: «закрылки». Что он имеет в виду? Может быть: не надо убирать закрылки, так как нос самолета задирается, и в этом случае надо не только не убирать их, а наоборот - довыпустить, чтобы увеличить подъемную силу.
Либо другая версия: экипаж начал убирать закрылки, а они не синхронно убираются. Тогда у самолета появляется крен. Для этого нужно просто вернуть закрылки обратно. Нас всегда учили инструктора, еще в училище, если что-то пошло не так, верни это все обратно (подробности)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как пропал с радара Ту-154: записи переговоров диспетчера с пилотом самолета
Как следует из аудио, связь с самолетом Минобороны исчезла через минуту после взлета. Все диспетчеры на протяжении нескольких минут безуспешно вызывали борт 85572. Но тщетно (подробности)
КСТАТИ
Очевидец крушения Ту-154: Самолет стал быстро и странно снижаться, как будто его сажали на воду
Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ стал свидетелем крушения самолета Ту-154 в Черном море. В момент трагедии он находился на катере в море в акватории Сочи и видел, как борт, вместо того, чтобы набрать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить на нее посадку (подробности)
"КП" публикует фото поднятых со дна Черного моря обломков фюзеляжа упавшего Ту-154
Спасателям удалось достать уже несколько фрагментов потерпевшего крушение самолета
В результате поисковой операции в Черном море из воды вытаскивают обломки упавшего самолета Минобороны Ту-154.
На месте крушения лайнера – рядом с Адлером, почти напротив аэропорта – работают специалисты министерства обороны и МЧС. (подробности)
Еще больше материалов по теме: «Под Сочи упал самолет Ту-154 Минобороны, летевший в Сирию»
Виктор БАРАНЕЦ