Дорога длиною в жизнь: общий трудовой стаж старейшей династии СКЖД превысил 285 лет

Директор музея Владимир Бураков
Фото: www.donnews.ru

Об этом и других фактах об «РЖД» можно узнать в необычном музее под открытым небом.

Ростовский музей истории Северо-Кавказской железной дороги — место уникальное. Это единственный из 9 российских музеев железнодорожной техники, где все экспонаты «живые» — каждый старинный паровоз исправен и готов служить по своему прямому назначению ещё не один десяток лет. А ещё здесь представлен самый старый из сохранившихся в стране пассажирских вагонов, который был выпущен в Англии в 1869 году.

Дети на экскурсии в музее

Создание музея — во многом заслуга его директора Владимира Буракова, который ещё в начале 90-х годов прошлого века вместе с единомышленниками начал сбор раритетных экспонатов.

О том, как изменились российские железные дороги за свою 180-летнюю историю, о людях, которые связали свою жизнь с этим видом транспорта, а также о будущем железнодорожных перевозок Владимир Владимирович рассказал журналисту donnews.ru.

Музей истории СКЖД был открыт в 2003 году. К этому моменту здесь собралась коллекция из 52 единиц железнодорожной техники, и помимо выставочной площадки Дворца культуры железнодорожников появилась эта экспозиция под открытым небом.

Сегодня же в основной экспозиции на остановочном пункте Гниловская насчитывается 69 экспонатов. Есть техника и в запасниках — она хранится на станции Ростов-Западный. После реставрации она тоже будет представлена посетителям музея.

Возглавить музей предложили Владимиру Буракову, который на протяжении многих лет, что называется, по крупицам, по всей стране собирал старые паровозы, вагоны, теплушки и другие экспонаты. В 1988 году он окончил РИИЖТ и поступил работать на Ростовский электровозоремонтный завод. Инженера-локомотивщика с самого детства интересовала история железнодорожной техники, поэтому работу на заводе он совмещал с внештатной работой в музее.

Владимир Бураков вспоминает, что увлёкся историей железнодорожной техники ещё в 4-5 классах.

— Мой дедушка работал на железной дороге, восстанавливал корпуса РИИЖТа, когда после Великой Отечественной они лежали в руинах, а дядя по линии матери был машинистом паровоза и часто водил меня на железную дорогу, показывал локомотивы. Думаю, что эти люди и повлияли на выбор профессии. Впрочем, меня всегда привлекала старинная техника. Так что любовь к истории, интерес к паровозам — все очень удачно переплелось с моей работой в музее.

Ежедневно в музей истории СКЖД приходят десятки школьников. Конечно, немногие из них свяжут свою жизнь с железной дорогой, но встречаются и те, кто проявляет неподдельный интерес и инженерный склад ума, задавая толковые вопросы. Есть и такие, кто возвращается сюда много раз, стараясь больше узнать о железнодорожной технике.

— Недавно встретил женщину в автобусе, — рассказывает Владимир Бураков. — «Вы меня не узнаёте? Я мама Славы! Вы нам дали путёвку в жизнь! Мы к вам приходили раз десять, а теперь мой сын работает машинистом в Батайском депо, на хорошем счету у руководства! Спасибо вам!». И я вспомнил этого парнишку, который постоянно мучил меня различными вопросами и брал домой читать наши книги. Да, есть у нас посетители, которые приходят в музей снова и снова. Часто это дети. Значит, их интерес нужно поддерживать и развивать. Вообще, за годы работы музея мы вырастили уже два поколения железнодорожников. Сегодня они возвращаются сюда, чтобы помочь нам в своё свободное время — чистят, красят, на общественных началах работают в музее, воспитывают подрастающее поколение, рассказывают об основах престижной и уважаемой профессии.

Тем, в чьих глазах зажигается огонёк, мы рекомендуем посетить Ростовскую детскую железную дорогу в парке Островского. Дети, которые действительно интересуются работой в ОАО «РЖД», могут познать азы профессии на уменьшенном варианте настоящей магистрали, можно сказать аналоге Северо-Кавказской железной дороги. Здесь они не только знакомятся со спецификой работы железнодорожного транспорта, но и учатся отвечать за себя, за свои поступки, за пассажиров. Ребята с удовольствием участвуют в железнодорожном моделировании, в конкурсах и выставках. Осваивают в учебных классах навыки специалистов по организации движения, локомотивного и вагонного хозяйств, связи, централизации и блокировки.

Для многих детей малая железная дорога становится отправной станцией профессионального пути, первым важным жизненным рубежом. В настоящее время сотни её воспитанников работают на стальных магистралях нашей страны, продолжая трудовые династии или закладывая основы новых.

Традиционно для российских железных дорог очень многие молодые специалисты приходят в профессию, чтобы продолжить трудовую династию. Так, в локомотивном депо Тихорецка есть династия, общий трудовой стаж которой превышает 285 лет. Всего же общим трудовым стажем, перевалившим за 100 лет, могут похвастаться 10-12 семей, работавших на этом предприятии.

— Работа на железной дороге, как мне кажется, требует передачи некоего пласта знаний, в том числе и по наследству. Ни для кого не является секретом, что работа на железной дороге во все времена была престижной, к труженикам стальных магистралей относились с большим уважением. Как один из примеров могу привести всего лишь один факт из прошлого. Наблюдательные пассажиры могут помнить, что вдоль железнодорожного пути примерно каждые два километра встречаются небольшие здания — дома путевых обходчиков. Это жильё строила железная дорога и бесплатно предоставляла вместе с прилегающим подсобным хозяйством для проживания обходчиков, которые, уходя на заслуженный отдых, передавали свои знания, навыки и мастерство по обслуживанию верхнего строения пути сыновьям. На мой взгляд, в таких домиках ещё до прихода советской власти появлялись профессиональные династии на железной дороге.

Работая в музее, Владимир Бураков как никто другой может проследить за изменениями, происходящими на железной дороге.

— Во-первых, изменились темпы модернизации самой техники. Если с 1940-х до 1980-х развитие шло поступательно, то последние десятилетия произошёл резкий рывок. Дело в том, что у пассажиров повысились требования к комфорту, а у грузоотправителей — к скорости, грузоподъёмности. Это потребовало создания новых локомотивов, новых вагонов. Плюс появилось то, о чём мы так долго мечтали — скоростное движение. Думаю, что будущее российских железных дорог — за переходом на более высокие скорости движения и более комфортные условия для пассажиров.

Есть расхожее мнение, что современный железнодорожный транспорт может прийти в упадок с развитием авиации и автомобильного транспорта. Но Владимир Бураков так не считает.

— Существуют задачи, которые можно выполнить только с помощью железной дороги. Например, при организации стратегических перевозок, с чем не справится ни авиационный, ни автомобильный, ни водный транспорт. Железная дорога — это стратегические артерии страны, поэтому в обозримом будущем, по меньшей мере в ближайшие сто лет, мы не увидим заката этого вида транспорта. Следовательно, необходимо работать над тем, чтобы он развивался, работал стабильно, удовлетворял спрос. Мы, музейщики, со своей стороны, стараемся сохранить тот кусочек истории, который потом можно будет показать потомкам. Ведь даже самая современная техника когда-нибудь все равно придёт на наши пути и станет экспонатом музея.

Алина Ключко
 
По теме
Вчера вечером центр Ростова заволокло дымом. А в сторону железной дороги, включив сирены, помчались пожарные машины.
Ростовская область, 28 марта 2024. DON24.RU. В Ростовской области резко возросло количество случаев возгорания прошлогодней растительности из-за установившейся в регионе сухой и теплой погоды.
В Ростове арестовали сектантов, поклонявшихся солнцу и вербовавших военных - Bloknot-Rostov.Ru Тысячи людей съезжаются в Казахстан в поисках лечения Фото: антисекта.рф ; В Ростове Ленинский районный суд арестовал на 2 месяца лидера и трех участников ячейки запрещенной в России экстремистской организации «Алля-Аят».
Bloknot-Rostov.Ru
Официальные трудовые отношения – залог стабильного будущего! - Ремонтненский район  Вопрос легализации трудовых отношений стал особенно актуален в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, когда ряд предприятий были вынуждены временно приостановить работу.
Ремонтненский район
Отвага и мудрость таланта - Библиотека им. Ф.П. Крюкова К 100-летию со дня рождения Ю.В. Бондарева 15 марта исполнилось 100 лет со дня рождения русского писателя, признанного классика отечественной литературы и основателя жанра лейтенантской прозы Юрия Бондарева .
Библиотека им. Ф.П. Крюкова
Пальмира.jpg - Военно-исторический музей «Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».
Военно-исторический музей